Сибирский
государственный медицинский университет,
г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Активное
внедрение компьютерных технологий
неизбежно ставит вопрос о применении
компьютерных технологий в образовании.
В последнее время акцент делается на
усилении самостоятельной работы
студентов и разработке дистанционных
методов образования. Использование
компьютерных технологий в такой
деликатной сфере как психиатрия является
вопросом, требующим детальной разработки
[4]. Особую актуальность имеют вопросы
улучшения подготовки специалистов с
переходом на новую международную
классификацию 10-пересмотра [3], внедрением
международных стандартизированных
методов обследования, расширением
спектра потребителей психиатрических
услуг. Каким образом возможно улучшать
классическое психиатрическое образование
(изучение литературы и личное общение
с опытным психиатром при разборе
клинических примеров)? В настоящее время
все более активно используется
тестирование, в том числе компьютеризированное
[1], есть интернет-сайты, активно
развивающиеся психиатрическими
организациями со справочной информацией.
В то же время имеется существенный
дефицит компьютерных технологий,
сочетающих наглядный демонстрационный
материал, тестирование знаний и обучение.
Авторским
коллективом СГМУ, в составе кафедр
кибернетики и психиатрии (Карась СИ.,
Райзман Е.М., Елисеев А.В., Сериков А.Л.,
Рожков С.А., Семин И.Р., Конев А.В., Конева
Л.А.) была создана обучающая и контролирующая
программа по психическим расстройствам.
Разработка защищена свидетельством
Роспатента в 2002 г [2]. Программа состоит
из 2-х больших частей: учебника психиатрии
и тестов. Последние включали 4 блока
вопросов: по картинам, нарисованным
больными, по письмам, написанным больными,
по видеозаписям интервью с больными,
по аудиозаписям разговоров с больными.
Нами изучалось первое применение этого
Атласа при обучении психиатрии
студентов-медиков. Исследование проходило
в декабре 2003 г. во время 2-х недельного
цикла по психиатрии студентов 5 курса
педиатрического факультета СибГМУ.
Изучались субъективные впечатления
студентов от используемого Атласа
психиатрии, касающиеся удобности
применения и полезности, а также
объективные показатели сравнительной
успеваемости. В эксперименте участвовало
19 человек. 7 человек составляли основную
группу, 12 человек - контрольную группу.
Эксперимент проходил в 3 этапа: инструктаж
с тестированием начального уровня
знаний, работа с обучающей частью
программы для основной группы и
завершающее контрольное тестирование.
Все студенты были проинформированы о
том, что они являются участниками
эксперимента.
На
первом этапе студенты отвечали на первые
2 блока вопросов без использования
учебника. Результаты оценивались в %
отношении. Средняя оценка на 1-м этапе
была 49,8%;минимальная - 39%; максимальная
- 56%.В среднем на каждый вопрос уходило
7 минут (от 3 до 12 мин). Первый результат
был готов через 60 мин, последний - через
1,5 ч.
На
2-м этапе студентам было предложено по
желанию дополнительно поработать с
компьютерной программой, включая учебник
по психическим расстройствам. Они в
течение 3-3,5 ч. занимались изучением
психиатрии по компьютерному учебнику.
Особенность этих занятий состояла в
том, что студент имел возможность на
любом этапе тестирования обратиться к
теоретической части программы при
возникновении каких-либо вопросов.
В
контрольном тестировании участвовали
обе группы. Средняя оценка в исследуемой
группе составила 61,7% (на первом этапе
47,7%), в контрольной - 58% (на первом этапе
- 51%). Результаты говорят об эффективности
применения данной программы для обучения.
Выявились
отдельные недостатки программы, впрочем,
легко устранимые. В частности, работа
с изображениями часто требовала
дополнительных инструкций для того,
чтобы обучающийся смог увеличивать эти
изображения для детального рассмотрения.
Затруднения испытывали те студенты,
кто ранее имел малый опыт работы с
компьютерами. Часть студентов перед
работой на компьютерах испытывали
предубеждение перед работой на компьютере,
стремились выполнять тестовые задания
совместно с другими студентами, даже
при наличии свободных машин.
В
целом студенты позитивно оценивали
использование программы Атлас психических
расстройств. Компьютерная программа
большинством студентов осваивалась
без дополнительных инструкций из-за
наглядного и легко понятного интерфейса.
Наибольший интерес вызывал демонстрационный
материал (картины, созданные
душевнобольными), практически недоступный
при традиционном преподавании психиатрии.
Изучение
некоторых предметов в медицинском
университете рассматривается студентами
как сложное и вызывающее трудности. В
этот список традиционно входит психиатрия.
По нашему мнению сложность определяют
новизна предмета, обилие специфических
терминов, интенсивность обучения и
кратковременность курса, недостаток
демонстрационного материала. В этой
связи внедрение новых компьютерных
технологий, в частности Атласа по
психиатрии является актуальным и
перспективным.
Список
литературы:
-
Вудс
Ш. Психиатрия в вопросах и ответах / Ш.
Вудс. - СПб, 1998. - 309 с.
-
Свидетельство
об официальной регистрации программы
для ЭВМ Карась СИ., Райзман Е.М., Елисеев
А.В., Сериков А.Л., Рожков С.А., Семин И.Р.,
Конев А.В., Конева Л.А.: Обучающая и
контролирующая программа «Атлас
душевных расстройств» по заявке
2002611136, 25 июня 2002 г.
-
Международная
классификация болезней (10-й пересмотр).
- СПб., 1994. - 300 с.
-
Walton
H. Education and Training in Psychiatry / H. Walton. - London, 1997.
- P. 231.
|