Тверской
государственный университет, г. Тверь
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Во
врачебной среде не принято говорить о
проблемах здоровья, но именно здесь
риск его потерять оказывается намного
выше, чем у представителей других
профессий. Здоровье врача - основная
ценность человеческого общества, так
именно врачи определяют благополучие
страны, экономическое и духовное
развитие, уровень жизни, культуры, науки
[2].
Главным
инструментом психиатра является его
собственная личность. Психиатр тоже
человек, ион
также
нуждается в проработке собственных
проблем (семейных, личностных,
профессиональных и т.д.). Нужны специалисты,
занимающиеся проблемами «личной
экологией» врача. Этим должна заниматься
профилактическая медицина, профессиональные
психологи. Проблема эмоционального
выгорания достаточно актуальна для
врачей-психиатров, так как они являются
группой риска по подверженности
эмоциональному выгоранию. Важнейшими
стрессорами для врача являются напряженные
условия работы: ограничения во времени,
связанные с большим количеством
пациентов, сопутствующие сложные задачи,
высокая ответственность. От профессионала
требуется огромное количество личностных
ресурсов, больших эмоциональных затрат,
при этом эмоциональные ресурсы могут
истощиться, и тогда организм и психика
вырабатывают различные механизмы
защиты. «Синдром эмоционального
выгорания» - один из таких механизмов.
По В.В. Бойко эмоциональное выгорание
- это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного
или частичного исключения эмоций в
ответ на избранные психотравмирующие
воздействия [1].
В
зависимости от индивидуальных особенностей
человек по-разному реагирует на возникшие
трудности. Если человек креативен, то
он успешен и в жизни, и в работе: в сложной
ситуации он сможет найти оптимальный
выход из сложившейся ситуации или же
вообще не допуститьее, сможет регулировать
и контролировать свое состояние в
стрессовых ситуациях, владеть собой,
затормозить свои внутренние «взрывы»
и сохранить самообладание, найдет свои
индивидуальные креативные способы
защиты от разрушающего стресса, быстро
восстановит внутренний психологический
комфорт, улучшит эмоциональный настрой,
умеет вовремя отдыхать, восстанавливать
свои силы как бы «между делом». Творчество
(нахождение оригинальных и свежих идей,
разрешение тупиковых проблем) не дает
человеку эмоционально выгореть, снабжает
положительными эмоциями [3].
Мы
провели исследование врачей-психиатров
г. Твери и Тверской области в возрасте
25-60 лет в количестве 100 человек. Целью
нашей работы явилось изучение взаимосвязи
возраста испытуемых, показателей уровня
эмоционального выгорания и креативности.
Мы разделили испытуемых на три возрастные
группы: 25-30 лет, 30-45 лет, 45-60 лет. Нами были
использованы следующие методики: 1)
Опросник для выявления степени
«эмоционального выгорания» В.В. Бойко;
2) Тест вербальной креативности С.
Медника.
По
результатам исследования можно сделать
следующие выводы:
-
В
фазе «напряжения», «резистенции» и
«истощения» все показатели симптомов
в большей степени проявляются у
респондентов в возрасте 45-60 лет, средние
- у респондентов в возрасте 25-30 лет, и
низкие - у представителей возрастной
категории 30-45 лет. По этим данным можно
заключить, что врачи-психиатры в возрасте
30-45 лет более толерантны к эмоциональному
выгоранию. Им присуще целенаправленность,
стремление к успеху, индивидуальный
стиль в работе, отсутствие стереотипов
в мыслительной деятельности, творческое
мышление, ответственность, контроль
над эмоциями, способность выдерживать
длительное эмоциональное напряжение.
-
Дезорганизующими
симптомами эмоционального выгорания
являются: а) у психиатров 25-30 лет:
«неудовлетворенность собой», «тревога
и депрессия»; «эмоционально-нравственная
дезориентация». Причиной этого может
быть то, что этот возраст представляет
собой уровень допрофессионализма,
когда происходит профессиональное
становление специалиста, наблюдается
выраженный прагматизм, не всегда
оправданная амбициозность; эмоциональное
напряжение, связанное с адаптацией к
деятельности, отсутствием профессионального
опыта; б) у психиатров 45-60 лет: «тревога
и депрессия», «расширение сферы экономии
эмоций», «редукция профессиональных
обязанностей», «эмоциональная
отстраненность», «психосоматические
и психовегетативные нарушения». Мы
можем предположить, что представители
этой возрастной группы характеризуются
сниженным уровнем настроения, страхом
перед увольнением и невостребовательностью,
наличием стереотипов в решении задач,
отсутствием творческого подхода к
делу; снижением самооценки личности и
служебных перспектив.
-
По
исследованию показателей креативности
мы выявили для каждой возрастной
категории следующие средние показатели
индекса оригинальности вербальной
креативности: а) 25-30 лет: 0.48; б) 30-45: 0.59;
в) 45-60: 0.31. Следовательно, наиболее
благоприятный возраст для творческих
достижений -это 30-45 лет. В пользу этих
данных может свидетельствовать то, что
в этом возрасте адаптация к профессиональной
деятельности уже завершена, врач желает
быть уникальной, ни на кого не похожей
личностью, еще не ограничивается в
своей деятельности шаблонами, в
мыслительной деятельности отсутствуют
выраженные стереотипы. А, начиная с 45
лет, происходит спад творческой
активности ориентация на стереотипность
своей деятельности, которая вроде бы
избавляет их от многих производственных
неприятностей, но является на самом
деле тормозом для наиболее полной их
самоактуализации, для гармоничного
развития их творческих возможностей.
Возраст 25-30 лет можно охарактеризовать
как подъем творческой активности.
-
Исследование
выявило положительную связь между
уровнем креативности (включая стратегии
сопротивления выгоранию) и степенью
эмоционального выгорания. Так, высокий
уровень выгорания тесно связан с низкими
показателями по индексам креативности,
с пассивными тактиками сопротивления
стрессу, и наоборот, врачи активно и
креативно противодействующие стрессу,
имеют низкий уровень выгорания.
Так
как врачи настолько перегружены лечением
пациентов, что на профилактическую
работу с самим собой не остается времени
и сил. Оздоровлением персонала и
профилактикой психического здоровья
должны заниматься психологи, работающие
с медицинским персоналом. Опрос
врачей-психиатров выявил следующее:
70% респондентов нуждаются в работе с
психологом, 20% - относятся нейтрально,
и только 10% высказались, что не нуждаются
в помощи психолога. Из этого можно
сделать вывод, что эмоциональные проблемы
беспокоят многих, и необходимо срочно
применять психологические меры, к
примеру, создание психологической
службы, нацеленной на оценку состояний
работников, поддержание психического
здоровья; проведение психотерапевтических
сеансов, тренингов; обучение
психологическим методам саморегуляции,
самодиагностики, самокоррекции и
самопрофилактики выгорания; организацию
цикла лекций и семинаров по психологии.
Данное
исследование свидетельствует о
серьезности проблемы эмоционального
выгорания, которое выражается в отсутствие
интереса к работе, уменьшении инициативы,
ощущении отсутствия личных перспектив
и личных достижений и т.п. Поэтому
негативные последствия выгорания
обуславливают необходимость его
предупреждения.
Список
литературы:
-
Бойко
В.В. Синдром «эмоционального выгорания»
в профессиональном общении / В.В. Бойко.
-СПб: Сударыня, 2000.
-
Буянов
М.И. Профессия-психиатр / М.И. Буянов. -
Москва: Прометей, 1991.
-
Грановская
P.M.,
Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление
стереотипов / P.M.
Грановская, Ю.С. Крижанская. - СПб: OMS,
1994.
|