Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Становление человека как субъекта социально-психологических взаимодействий неразрывно связано с развитием самосознания. Активное включение в процессы социального контактирования позволяет личности глубже осознавать самого себя как субъекта деятельности. Самосознание базируется на способности человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Модальность отношения к собственному бытию взаимосвязана с общим контуром представлений личности о себе.
Дети, воспитывающиеся в системе ЗИТ, имеют, как правило, неблагополучный жизненный старт. Вступая в активное социальное контактирование, происходит, как правило, накопление опыт неуспеха, что, возможно, создает основу для построения программы дисгармоничного поведения, подавляющего ситуацию успеха. Позитивное принятие себя, адекватная самооценка позволяют ребенку опираться на собственные ценностные ориентировки целесообразного поведения в социуме, учитывая общепринятые культурно-нормативные требования. Успешные социальные контактеры более полно реализуют свой потенциал возможностей, так как имеют обширные взаимные выборы, опосредованные доверительными отношениями и поддержкой субъектов взаимодействия. Однако, воспитанники ЗИТ в ситуациях социально - ценностного выбора, являясь носителем маргинальной субкультуры, чаще всего опирается на квази-компетенность, которая порождает в свою очередь параметры ложной успешности деятельности.
На наш взгляд, контур успешности субъекта взаимодействий в социуме зависит от личностных и деятельностных параметров, опосредованных способом организации и динамикой обратной связи участников общения. Тенденция перехода от мотивов, центрированных на собственной личности к мотивам, направленным на содержание социальных посылов других субъектов позволит гармонизировать процесс социально-психологического взаимодействия и выработать стратегию успешного контактированияНа всех этапах совершенства социального взаимодействия ребенок находится под влиянием двух групп факторов: объективных и субъективных. При этом система объективных социальных требований должна находиться в гармоничном соответствии с субъективными особенностями и возможностями личности. Необходимость сопоставления внутренних и внешних оценок, определяющих более полный спектр предпосылок успешности заявлена в исследовании О.Н.Родиной, П.Н. Прудкова (2000г.).
Анализ исследований Ю.А Борисова, И.А.Кудрявцева (2003г.); Ф.Зимбардо (2003г.); Н.Квинн (2000г.); Н.В. Самоукиной (1999г.), позволяют акцентировать внимание на внутренних признаках, определяющих предпосылки успешности личности в социуме. Соответственно успех - это следствие взаимной связи внутренних и внешних причин, где, на наш взгляд, доминантой представляются внутренние процессы.
Дети, находящиеся в группе социального контроля в процессе любой деятельности получают подтверждение уже имеющемуся Я - образу, однако чаще чем дети из благополучных семей выступают фигурантами ситуации неуспеха, фиксируя в сознании негативные параметры собственной Я-концепции.
Таким образом, предпосылки успешного социально-психологического взаимодействия лежат в основе взаимосвязанных бинарных отношениях объективной реальности и субъективных процессов, влияющих на позиционирования себя как самоценной личности. Владея техникой успешного социального контактирования личность способна оптимизировать резервные процессы, представить собственную ценность и быть оптимально эффективной в социально-психологических взаимодействиях.