Кемеровская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Актуальность темы исследования: Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества и нуждается во всестороннем анализе не только представителями правоохранительных органов, но и педагогов, воспитателей, психологов и врачей [2, 5, 6]. Изменения, возникающие в физической и психической сферах жизнедеятельности ребенка в пубертатном периоде, могут способствовать обострению типологических особенностей личности и создавать предпосылки для возникновения различных психических расстройств и суицидальных наклонностей [7, 9]. Поэтому для своевременного выявления «групп риска» и прогнозирования возможных отклонений поведения необходимо изучение характерологических особенностей подростков.
Цель исследования: Выявить особенности агрессивных реакций подростков в зависимости от пола и возраста.
Материал и методы исследования: Объектом исследования явились 193 учащихся восьмых и одиннадцатых классов одной из школ г. Кемерово в возрасте 12-17 лет, среди них 114 девочек и 79 мальчиков. В работе использовались следующие методы психологического тестирования: тест самооценки психических состояний Г.Айзенка, опросник Басса-Дарки, модифицированная форма многофакторного личностного опросника FPI в разработке А.А.Крылова и Т.И.Рогинской [1].
По результатам тестирования в каждом классе и в каждой возрастно-половой группе определялось процентное соотношение школьников с низким, средним и высоким уровнем развития изучаемых свойств личности.
Результаты исследования и их обсуждение.
Большинство психологов считают, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности [1, 9]. Однако, чрезмерное, выше среднего, развитие у личности агрессивных и враждебных качеств порождает конфликтность, озлобленность и может являться предрасполагающим фактором к совершению противоправных действий. Анализ результатов тестирования по методике Г.Айзенка учащихся восьмых и одиннадцатых классов показал, что в обеих возрастных группах преобладают подростки со среднем уровнем агрессивности, их доля от общего количества обследованных составляет 44 % и 46 % соответственно. Высокий уровень агрессивности отмечен у 22 % восьмиклассников и 24 % одиннадцатиклассников. При этом в 8-ых классах наибольшая степень агрессивности определена у мальчиков, а в 11-ых - у девочек. Девочки этой возрастной группы отличаются высоким уровнем эмоциональной лабильности, раздражительностью, повышенной возбудимостью и вспыльчивостью. У 50 % девочек-одиннадцатиклассниц определен высокий уровень спонтанной агрессивности, что при слабом уровне самоконтроля создает предпосылки для импульсивного проявления негативных чувств. Интересно, что у большинства девочек старшей возрастной группы (72,7 %) психическая деятельность протекает по мужскому типу. По-видимому, маскулинизация психики не может не отражаться на поведении и особенностях межличностного общения.
Как отмечают психологи, агрессивность может варьироваться по степени и форме проявления от демонстрации неприязни и недоброжелательства до слов оскорблений и применения грубой физической силы у одного и того же человека в зависимости от конкретной ситуации [1, 3]. По нашим данным, склонностью к использованию физической силы против другого лица (физической агрессии) обладают 33 % от общего числа опрошенных школьников. Нами отмечено, что количество школьников, предпочитающих такую форму межличностного общения, имеет тенденцию к увеличению по мере взросления. Так, если в 12-13 лет доля учащихся с высоким уровнем физической агрессивности составляет всего 21 %, то к 16-17 годам она возрастает до 43 %. Данные психологических исследований, приведенные Семенюк Л.М. (1996) говорят о том, что у мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек, наоборот, наблюдается рост этой агрессивности. Результаты, полученные нами, отличаются. Так, количество девочек с высоким уровнем физической агрессии в 8-ых и 11-ых классах примерно одинаковое и составляет 31,3 % и 30,4 % соответственно. Однако, количество мальчиков, демонстрирующих высокий уровень физической агрессии, возрастает с 9 % в 8-ых классах до 67,7 % в 11-тых классах.
Одной из форм агрессивного поведения является вербальная агрессия. Как показывают результаты проведенного нами исследования 55 % от общего количества учащихся восьмых и одиннадцатых классов готовы выразить свое негативное отношение через угрозы, проклятия и ссоры. Из этого числа учащихся только 34 % составляют восьмиклассники, а оставшиеся 66% - одиннадцатиклассники, в подавляющем большинстве – это девочки.
У 28 % школьников определяется высокий уровень косвенной агрессии. Нами установлено, что такие проявления в большей степени присущи девочкам (38 % в 11-ых и 31, 5 % в 8-ых классах). Среди мальчиков высокий уровень косвенной агрессии отмечен у 24,4 % восьмиклассников и лишь у 8,8 % одиннадцатиклассников. Семенюк Л.М. (1996) в своей работе также приводит данные о возрастном спаде косвенной агрессии у мальчиков.
Одной из теорий, объясняющих появление агрессивных действий в поведении человека, является фрустрационная теория Джона Долларда [3]. Проявлениями фрустрации, наряду с разочарованием, раздражением и тревогой, могут быть различные агрессивные реакции. На нашем материале нам не удалось выявить взаимосвязи между этими двумя психическими состояниями. Так, общий уровень фрустированности учащихся невелик. Большинство мальчиков обеих возрастных групп (66,6 % в 8-ых и 73,5 % в 11-ых классах) устойчивы к неудачам, у них отмечается низкий уровень фрустрации. Немногим более половины девочек (52 % в 8-ых и 54,5 % в 11-ых классах) показывают средний уровень фрустрации. Количество школьников с высоким уровнем фрустрации, имеющих низкую самооценку, избегающих трудностей и боящихся неудач составляет всего 7 % от общего числа испытуемых, причем все они – ученицы восьмых классов. Вероятно, в подростковом возрасте агрессивное поведение обусловлено не столько неудовлетворенностью, сколько другими факторами.
Агрессивное поведение подростков может быть вызвано желанием самоутвердиться или стремлением идентифицировать себя с другими людьми. Нередко это проявляется в негативизме и реактивной агрессивности. Нами установлено, что в исследуемых возрастных группах преобладают подростки со средним и высоким уровнем негативизма и реактивной агрессивности.
Выводы
1. В исследованных возрастных группах преобладают подростки со средним уровнем агрессивности. Высокий уровень агрессивности выявлен у 22 % учащихся 8-ых классов и 24 % учащихся 11-ых классов.
2. К использованию физической силы против другого лица склонны 33 % от общего числа опрошенных школьников. Количество подростков с высоким уровнем физической агрессивности с возрастом увеличивается, преимущественно за счет мальчиков, с 21 % в 12-13 лет до 43 % в 16-17 лет.
3. Высокий уровень вербальной агрессии выявлен у 55 % школьников, из них 34 % составляют восьмиклассники, 66 % одиннадцатиклассники.
4. У 28 % школьников определяется высокий уровень косвенной агрессии. С возрастом количество таких подростков среди девочек практически не изменяется, а среди мальчиков значительно снижается от 24,4 % в 12-13 лет до 8,8 % в 16-17 лет.
5. При организации учебно-воспитательной работы необходимо учитывать психологические особенности подростков и их влияние на формирование моделей поведения. 6. С целью профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних необходимо своевременное выявление «групп риска» на основе анализа предрасполагающих индивидуальных и социально-психологических факторов.
Список литературы:
1. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика - Москва: издательство ВЛАДОС-Пресс, 2001, - 336 с.
2. БелкинА.Н. Отклонения в поведении школьников: Свердловск: 2004, - 231 с.
3. Берковиц Л. Агрессия, насилие: Санкт- Петербург: 2002, - 121 с.
4. Бэрон Р.Р. Агрессия: Санкт- Петербург: 1999, - 351 с.
5. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассников к их проявлениям: Москва, Архангельск:1993, - 139 с.
6. Кондрашенко Н.П. Девиантное поведение у подростков: Минск: 1998, - 298 с.
7. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков: Москва: 1988, - 126 с.
8. Лоренц К. Агрессия, так называемое «ЗЛО»: Санкт- Петербург: 2001, - 179 с.
9. Паренс Г. Агрессия наших детей: Москва: 1997, - 320 с.
10. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Москва: 1996, - 267 с.
|