ФГОУ СПО «Томский медико-фармацевтический колледж Росздрава», г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Обеспечение доступности и качества медицинской помощи – вопросы, которые сегодня волнуют каждого гражданина нашей страны. Соответственно, важнейшей задачей для Российского здравоохранения становится создание нормативных документов по стандартизации, в том числе, технологий медицинских услуг. Однако утверждённых медико-технологических протоколов сестринских манипуляций (стандартов) ещё нет. Стандартизация в здравоохранении – это планомерный последовательный процесс перехода к научной организации работы медицинской сестры.
Цели работы:
1. Разработать примерный стандарт действий медицинской сестры при постановке инсулина двумя методиками: пластиковым шприцем и шприц-ручкой.
2. Помочь медицинским сёстрам в обучении пациента правилам введения инсулина.
Работа над стандартом началась с тщательного анализа существующей литературы на данную тему. Задачами, которые ставились при разработке стандарта, были: структурирование технологии; определение алгоритма выполнения процедуры; внедрение технологии, обеспечивающей профилактику осложнений; разработка перечня оснащения.
Несколько слов о структуре примерного стандарта.
Первая часть – введение, где даются общие сведения (цели и задачи, оснащение рабочего места).
Вторая часть – подготовка к процедуре: форма информированного согласия; требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала; рекомендации выбора возможного места введения инсулина; дополнительные сведения об особенностях выполнения методики.
Третья часть – алгоритм выполнения процедуры описанием особенности введения инсулина с помощью пластикового шприца или шприца-ручки.
Четвёртая часть – окончание процедуры: требования к обеспечению безопасности медицинской сестры; обеспечение состояния комфорта пациенту; форма записи процедуры; оценка качества и результат.
Необходимо отметить, что каждое действие медицинской сестры логически обосновано.
Особое внимание было уделено профилактике возможных осложнений. Так, в России инсулин выпускают в растворах стандартной концентрации, которая, как известно, составляет 40 ед в 1мл флакона и 100 ед в 1мл для инсулина в картриджах к шприц-ручке. Пациенты должны быть информированы о существовании инсулина различной концентрации и необходимости соблюдения определённых правил хранения. Запас инсулина хранится в холодильнике при температуре +2-8°С. Флаконы с инсулином, которые используют для ежедневных инъекций, можно держать при комнатной температуре, если она не выше +25°С, в течение месяца. Нельзя подвергать инсулин замораживанию, перегреванию и действию прямого солнечного света. Перед осмотром флакона нужно, не встряхивая покрутить его или картридж между ладонями и несколько раз перевернуть. Инсулины короткого действия и аналоги инсулинов – прозрачная, бесцветная жидкость. Инсулины продлённого действия – слегка мутноватая совершенно однородная жидкость без осадка.
Выбирая куда вводить инсулин, необходимо учитывать область тела и место введения. Это области, которые должны быть расположены далеко от суставов, в них не должно быть крупных кровеносных сосудов, относительно мало нервных окончаний и достаточное количество подкожной жировой клетчатки. Причём плечо и бедро – не самые лучшие места для введения коротко действующего инсулина и больше подходят для введения инсулина длительного действия.
Физическая активность и температура тела влияют на скорость всасывания инсулина. В частности, массаж и мышечная работа, активизирующие кровоток и усиливающие кровоснабжение тканей, в том числе кожных покровов, увеличивают скорость всасывания. Инсулин быстрее всосётся из той руки или ноги, чья активность выше. Это необходимо учитывать при выполнении физических упражнений. Если пациент собирается на пробежку, рациональнее сделать инъекции «короткого» и пролонгированного инсулинов в область живота. Пролонгированный инсулин можно ввести и в плечо. Но не в бедро!
Если пациент выполняет комплекс упражнений сидя, тогда можно использовать для инъекции живот и бедро.
Чем ниже температура тела, тем меньше скорость всасывания. Если ноги и руки холодные, то перед введением инсулина необходимо помассировать ту область, которую выбрали для инъекции.
Наиболее распространённый способ введения – подкожный. Делать инъекцию самому себе в плечо не рекомендуется, так как невозможно взять складку, а значит, увеличится риск внутримышечного введения.
Следует вводить инсулин непосредственно после набора жидкости в шприц. Инсулин должен быть введён за 30–40 мин до еды, а инсулин ультракороткого действия вводится непосредственно перед едой.
Стандарт действий медицинской сестры при введении инсулина с использованием шприц-ручек включает дополнительные сведения об особенностях введения, например, рекомендует снимать иглу после каждой инъекции. При хранении шприц-ручки с надетой иглой часть инсулина вытекает, и в картридже образуется пузырёк воздуха. А это может привести к тому, что реально введённая доза окажется на 20-50% меньше набранной. Чтобы этого избежать, необходимо придерживаться правила: после введения инсулина держать иглу под кожей не менее 10 сек.
Раздел «Дополнительные сведения о методике» включает в себя информацию об инсулиновых дозаторах-помпах, которыми автоматически постоянно вводится инсулин. Дозирование производится самим больным с учётом необходимого количества инсулина в различное время суток. Происходит это за счёт индивидуального подбора доз инсулина в отдельные отрезки времени дня и ночи. Особенно это важно в ночное время для ликвидации синдрома «утренней зари».
Таким образом, благодаря стандарту работа медицинской сестры значительно упрощается, качество её работы легко проверить в любой момент проведения процедуры, а процесс обучения студентов максимально приближен к практическому здравоохранению. Одним из направлений профилактики осложнений инсулинотерапии является обучающая роль медицинской сестры.
Список литературы:
1. Аглетон, М. Американская диабетическая ассоциация. Диабет от А до Я: Перевод с англ. – СПб: Издательство «ЭЛБИ-Спб», 2003. – С. 28?34
2. Анохина, Ю. А. Внутривенное введение ЛС – новое в стандартизации / Ю. А. Анохина // Сестринское дело. – 2003. – № 4–5. – С. 14?16
3. Дедов, И. В. Как жить с диабетом / И. В. Дедов. – М.: 2000. – С. 5?2
4. Клочкова, Е. В. Сахарный диабет: Серия «Врачебный практикум» / Е. В. Клочкова. – Новосибирск, 2002. – С. 16?21
5. Стройкова, А. С. Школа диабета для взрослых и детей СПб, Издательская компания «Невский проспект», 2004. – С. 3?18
|