Пермская
государственная медицинская академия,
г. Пермь
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
В
современный век информационных технологий
человек часто испытывает большие
психоэмоциональные нагрузки, которые
достаточно часто приводят к развитию
невротических расстройств, в т.ч. астении.
Кроме того, астения (или астенический
синдром) - один из наиболее часто
встречающихся синдромов в клинической
практике любого врача (доля жалоб,
связанных с астенией, составляет 60%).
Целью
работы было изучение влияния экзаменационной
сессии на степень выраженности астении
у студентов.
Объект
исследования-28 студентов ПГМА 3-4 курсов.
Основным методом исследования явилось
нейропсихологическое тестирование:
использованы субъективная шкала оценки
астении MFI-20,
анкета оценки сна, опросник вегетативных
изменений, опросник Бэка для определения
уровня депрессии, тест Спилбергера для
определения уровня реактивной и
личностной тревожности, тест Пейкела
для определения наиболее значимых
стрессовых событий.
Было
установлено, что изучаемые показатели
не отличаются от нормы в популяции
здорового населения.
Уровень
тревожности составляет 35,78+2,22 - это
средняя степень тревожности в популяции.
Но у 8 человек уровень тревожности был
повышен.
Степень
вегетативных изменений составляет
18,64+2,79 (при норме <15 баллов, т.е. больше
нормы), за счет того, что у 13 человек из
группы есть вегетативные изменения,
выраженные в той или иной степени.
Показатель
депрессии в группе равен 5,96+1,7 - это
свидетельствует об отсутствии депрессии.
Однако у 5 человек из группы наблюдается
легкая депрессия.
Сон,
как фоновое состояние, у 10 студентов не
был нарушен вообще, у 15 человек сон
находился между нормой и патологией, и
лишь у 3 сон был грубо нарушен.
Что
касается жизненных событий, в среднем
по группе студенты оценивали одно
жизненное событие в 11,57+0,56 балла, произошло
у них за год около 3-4 крупных стрессов,
в сумме которые дали 38,3+5,46.
Фоновый
уровень всех видов астений также не
превысил средние значения в популяции.
Так, показатель общей астении по группе
составляет 9,82+0,69, физической астении -
9,21+0,72, пониженной активности -
9,82+0,69,снижению мотивации -
11,18+0,46,психической астении - 8,10+0,63.
При
этом у 19 студентов хотя бы по одному из
этих показателей было превышение
порогового уровня в 12 баллов, с которого
считается, что у человека есть астения.
Например, с общей астенией - 9 студентов,
с физической астенией - 6, с пониженной
активностью - 9, со снижением мотивации
- 9, с психической астенией - 3.
Был
проведен корреляционный анализ влияния
ряда факторов на структуру и выраженность
астении.
Установлено,
что общая астения коррелирует с реактивной
тревожностью (+0,62) и нарушениями сна
(-0,77); психическая астения - с уровнем
реактивной тревожности (+0,62), с депрессией
(+0,85). Корреляции между всеми перечисленными
показателями - с сильной связью.
Если
говорить о связи средней силы, можно
утверждать, что общая астения коррелирует
с личностной тревожностью (+0,48) и с
уровнем депрессии (+0,40); физическая
астения - с реактивной тревожностью
(+0,46) и с уровнем депрессии (+0,35), пониженная
активность - с нарушением сна (+0,48),
реактивной тревожностью (+0,48) и жизненными
событиями (+0,52); снижение мотивации - с
уровнем депрессии (+0,42), с жизненными
событиями (-0,44) и нарушением сна (-0,44);
психическая астения коррелирует с
вегетативными изменениями (+0,46), уровнем
личностной тревожности (+0,57) ис
жизненными
событиями (+0,46).
Параметрическим
методом Стьюдента мы установили, что
степень вегетативных изменений у девушек
выше, чем у юношей.
У
студентов, живущих в общежитии, показатели
астении были ниже, чем у студентов,
живущих дома. Например, снижение
активности у студентов, проживающих
дома составляет 11,4 балла, а у студентов,
проживающих в общежитии - 6,3 б.
Установлено,
что у студентов, имеющих спутника (или
спутницу) жизни, показатели астении
практически не отличаются от тех, у кого
спутника жизни нет. Однако жизненных
событий у первых несколько больше, чем
у тех, кто еще не нашел свою «половинку»
(12, 76. и 10,36. соответственно).
Выявлено,
что у студентов, проживающих в общежитии,
показатели астении ниже, чем у студентов,
проживающих дома. Замечено, что на
фоновые показатели астении существенно
не влияют занятия спортом и перенесенные
инфекционные заболевания.
У
студентов с хроническими заболеваниями
личностная тревожность гораздовыше,
чем у здоровых ребят (43,2 и 33,5 соответственно),
уровень депрессии у них также выше (9,3
и 3,5 соответственно).
Представленные
закономерности статистически достоверны
(р<0,01).
Далее
были замерены тестовые показатели
астении и сна у студентов после сессии.
Выявлено, что средние значения по всем
видам астении также не превысили средние
значения в популяции. Однако нельзя
сказать, что уровень астении совсем не
изменился.
Так,
уровень общей астении составил
11.44+0,82,физической - 11+0,72,пониженной
активности -10,44 + 0,65,снижение мотивации
- 10,14+0,4,психической астении - 9,15 + 0,67.
Таким
образом, в целом изменения по группе
есть. Все показатели, кроме снижения
мотивации, повысили свои значения, т.е.
степень выраженности астенических
явлений в целом по группе стала выше,
хотя и не достигла уровня 12 баллов.
Однако изменилась структура астенического
синдрома. Так, студентов с общей астенией
стало 11, с физической - 9, с пониженной
активностью - 8, со снижением мотивации
- 4, с психической астенией - 6.
Что
касается нарушений сна, то после сессии
не нарушен сон у 6 студентов, у 21 сон
имеет пограничные значения между нормой
и патологией, и лишь у 1 студента сон
грубо нарушен.
Корреляции
между изучаемыми явлениями после сессии
сохранились примерно в той же силе.
Отмечено,
что у студентов с хроническими
заболеваниями послеэкзаменационная
астения была более выражена по всем
параметрам. Например, общая астения у
здоровых студентов - 9,1, а у студентов с
хроническими заболеваниями - 14,3;
физическая астения у здоровых студентов
- 9,4, а у студентов с хроническими
заболеваниями - 13; пониженная активность
у здоровых студентов - 8,9, а у студентов
с хроническими заболеваниями - 12,3. Таким
образом, мы можем утверждать, что наличие
хронических заболеваний значительно
влияет на степень выраженности астении,
как на исходном уровне, так и после
экзаменационной сессии.
Часть
студентов (10 человек) перед сессией
принимало препарат Пирацетам под
официнальным названием «Луцетам» фирмы
«Эгис» в дозировке 400 мг 3 раза в сутки
в течение 3 недель. В этой группе
постэкзаменационная физическая астения
и снижение активности выше, чем в группе
студентов, не принимавших препарат. Это
явление, возможно, связано с влиянием
исходного состояния студентов,
согласившихся принимать Пирацетам.
Таким образом, по полученным данным,
препарат Пирацетам не предохраняет
студента от развития астении во время
экзаменационной сессии.
|