Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Бронхиальная астма (БА) – тяжелое хроническое заболевание дыхательных путей, которое представляет собой серьезную проблему для здравоохранения во всем мире.
Актуальность этой проблемы определяется неблагоприятной динамикой показателей здоровья, сложившейся в обществе: растёт заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы, намечена тенденция к утяжелению этой патологии. Преодолеть эти тенденции можно, повысив ответственность самого пациента за здоровье, его информированность о факторах, влияющих на здоровье, о путях коррекции управляемых факторов риска.
Международной программой (GINA) особое значение придается образовательным программам [1]. В нашей стране активно функционируют астма-центры, где широко внедряются образовательные программы по БА. Такие центры имеются в городах: Казани, Ижевске, Барнауле, Самаре, Новосибирске и др. В Томской области также есть опыт работы астма-школ с использованием обучающих программ для пациентов БА и их родственников на базе областной клинической больницы, областной детской больницы, городской больницы № 3.
Характерной особенностью работы организаций подобного профиля в нашем городе и большинстве других городов России является то, что обучением больных БА занимаются преимущественно врачи. Однако высокая врачебная нагрузка и недостаточное количество врачей, ограничивают доступность врача для пациента. Выход из этой ситуации видится в активном привлечении к педагогическому процессу медицинской сестры. Наибольший опыт подобной работы накоплен в Англии, Германии, Японии, США и других странах, где специально подготовленные медицинские сестры проводят обучение пациентов БА и амбулаторный контроль за течением патологического процесса. Сообщается даже о создании специальных сестринских «астма-клиник». Имеются сестринские астма-школы и в нашей стране. Например, в Архангельской области организованы и успешно функционируют 16 сестринских астма-школ, из которых 6 расположены в районных центрах [2].
Приказом МЗ РФ от 27.08.99 № 377 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» специалистам с высшим медицинским образованием определена должность: руководителей и специалистов центров профилактики (астма-школ), действующих на функциональной основе.
Нами был изучен опыт работы инициативной группы по внедрению сестринского процесса в лечебную программу для больных БА в Томском районе.
Томский район с 2000 г. стал участником международного медицинского проекта, где важнейшим направлением партнерства являлось лидерство сестринского персонала. Поэтому Приказом Департамента здравоохранения Томской области Томская ЦРБ была определена для проведения эксперимента по внедрению сестринского процесса в амбулаторный этап наблюдения за больным БА.
В начале эксперимента инициативной группой кафедры клинической практики сестринского дела СибГМУ, ТОБМК и Томской ЦРБ был разработан план по внедрению технологии «Сестринский процесс» на 2003-2005 гг., согласно которому проведена следующая работа: разработана рабочая документация; определен состав врачебно-сестринской бригады; проведена серия обучающих семинаров для сестринской бригады по бронхиальной астме преподавателями кафедры клинической практики сестринского дела СибГМУ.
На территории Томского района в 2004 г. находилось 402 пациента с БА, это составляет 5 % от всего населения района. Только 61 % из них состояли на диспансерном учете в поликлинике Томской ЦРБ, 27 % больных прошли обучение в астма-школе.
В качестве методов исследования были использованы анкетирование и интервьюирование 50 больных БА в процессе их амбулаторного и стационарного наблюдения, интервьюирование медицинских сестер, патронаж 20 амбулаторных больных.
Опрос показал низкий уровень осведомленности пациентов о природе своего заболевания, способах контроля, методах лечения и профилактики. Из 50 опрошенных только 2 % имели персональные пикфлоуметры. Лишь 20 % респондентов полностью следовали рекомендациям врача. Среди причин, препятствующих полностью придерживаться врачебных рекомендаций, выявлены следующие: сложность предлагаемого лечения – 46,1 %, высокие цены на лекарства – 31,7 %, отсутствие препаратов в аптеках – 12,1 %, другие причины – 7,9 %. Среди «других причин» следует отметить недоверие пациента врачу. На вопрос «кто должен обучать пациентов?» 54 % респондентов ответили – врач, 16 % - средний медперсонал, 30 % считают, что все медицинские работники. В результате опроса медицинских сестер стационара были выявлены факторы, не позволяющие им в полной мере осуществить обучающую функцию: дефицит рабочего времени; традиционное выполнение этой функции врачами; недостаточная медицинская подготовка медсестер, в том числе и методике обучения; недостаточная обеспеченность ЛПУ методической литературой для проведения данного вида работы.
Работа с пациентами проходила в следующей последовательности: участковые медицинские сестры при очередном посещении больных на дому проводили собеседование с пациентами на предмет сотрудничества, после чего пациентов консультировал врач, который разрабатывал план медикаментозной терапии и индивидуальный план обучения пациента. Динамическое наблюдение и обучение пациентов в основном в виде бесед осуществлялось медицинской сестрой. Для пациентов были закуплены и выданы пикфлоуметры, предложено регулярно вести дневник самоконтроля.
И хотя говорить о значительных достижениях в обучение пациентов с БА в Томском районе еще рано, положительный зарубежный и отечественный опыт, наличие нормативных документов и инициатива «снизу» (со стороны среднего медперсонала), поддержка со стороны администрации Томской ЦРБ и Департамента здравоохранения позволяют надеяться, что медицинские сестры смогут успешно заниматься обучением больных БА и осуществлять динамическое наблюдение за состоянием их здоровья.
.
Список литературы:
1. Бронхиальная астма. Глобальная стратегия. Совместный доклад Национального Института Сердце, Легкие и Кровь и Всемирной организации здравоохранения // Пульмонология. – 1996. – Приложение.
2. Влияние обучения больных бронхиальной астмой на течение заболевания / Л.С. Булкина, А.С. Белевский, Н.П. Княжеская и др. // Тер. арх. – 1996. – Т. 68, № 12. – С. 30?34.
|