Нижегородская
государственная медицинская академия,
г. Н.Новгород
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Быстрое
развитие современного общества
накладывает свой отпечаток на образ
жизни и состояние здоровья детей. Больше
всего страдают старшеклассники, ежедневно
осваивающие всё большие объемы информации.
Учебная нагрузка, на 4 -5 часов превышающая
гигиенические нормы, резко ограничивает
возможности реализации возрастных
биологических потребностей во сне,
физической активности и пребывании на
воздухе. Помимо обязательных школьных
предметов, старшеклассники вынуждены
посещать подготовительные курсы,
факультативные занятия. Более того, в
самой школе внедряются новые
экспериментальные программы обучения.
Процесс
обучения, как правило, организуется без
учёта возрастных психо-физиологичесих
особенностей и здоровья учащихся. Это
проявляется как в социальной дезадаптации,
так и в ухудшении их самочувствия.
С
целью изучения самочувствия старшеклассников
проведено обследование школьников в
рамках углублённого медицинского
осмотра сотрудниками НижГМА.
Методом
одномоментного тестирования в соответствии
с приказом МЗ РФ №186/272 проведён анкетный
скрининг среди учащихся 10 -11
классов средних общеобразовательных
учреждений г. Нижнего Новгорода.
Проанализированы анкеты детей: 1 -
учащиеся общеобразовательных школ (401
подросток), 2 - учащиеся лицейских классов
общеобразовательных школ (288 чел.), 3 -
учащиеся лицеев (258 чел.), 4 - лицейские
классы интернатного типа (153 чел.).
Полученные данные проанализировали
путем построения таблиц сопряженности
в ППП «STATGRAPHICS
v5».
Практически
здоровыми признаны 13% учащихся, у 78.6%
выставлена III группа здоровья и у 8.4% -IV
гр. Среди девушек меньше (р<0.05) практически
здоровых (14.1% и 9.6% соответственно) и
больше с IV гр. здоровья (8.9% - 14.7%).
Из
всего количества исследованных подростков
в среднем только 3% не имеют отклонений
в состоянии здоровья. Особенностью
оказалась высокая доля жалоб на нарушение
самочувствия среди практически здоровых
подростков - 85% и 100% у остальных.
Старшеклассники
всех исследуемых групп имеют сходные
отклонения в состоянии здоровья, среди
которых на первом месте стоят нарушения
со стороны нервной системы (86.1-91.5%), на
втором дыхательной (59.7-69.3%) и пищеварительной
систем (55.4-68.4%). Следует отметить, что
каждый второй подросток предъявляет
10 и более жалоб, обилие которых можно
расценивать как проявление синдрома
вегетативной дисфункции; проявления
её нарастают к 11 классу
Со
стороны нервной системы ведущими
являются слабость, утомляемость после
занятий, головные боли, нарушение сна.
Причем эти нарушения более характерны
для девочек (преобладают на 10.2-14.2 %), чем
для
мальчиков,
что характеризует особенности
психо-эмоционального статуса девочек
в подростковый период .
На
первом месте среди жалоб со стороны
дыхательной системы стоят проявления
ринита, кашель четыре и более раз в году
беспокоит каждого третьего подростка.
Большое количество этих жалоб говорит
о сниженной резистентности организма,
что характерно для всех четырех групп.
Дискомфорт со стороны желудочно-кишечного
тракта, проявляющийся болевым абдоминальным
синдромом, отмечают больше половины
анкетируемых школьников. Реже встречаются
диспепсические явления в виде тошноты,
изжоги и отрыжки (16.7-31.4%).
При
исследовании отклонений в состоянии
здоровья среди 10 и 11 классов отмечается
следующая тенденция: количество жалоб
достоверно преобладает среди учащихся
11 классов как у девочек, так и у мальчиков.
Причем на первом месте стоят слабость,
утомляемость после занятий (79,1%), на
втором головные боли (73,2%) и на третьем
месте - боли в животе (50,7%) и боли в сердце
(36,5%).
Итак,
по результатам проведенного анкетного
скрининга и осмотра специалистов
отмечается одинаково низкий уровень
здоровья у всех исследуемых групп.
Нарушение самочувствия отмечается
практически у всех старшеклассников.
Ведущими являются отклонения со стороны
нервной, дыхательной и пищеварительной
систем за счет проявлений вегетативной
дисфункции.
Анкетный
скрининг является доступным и информационно
значимым методом оценки функционального
состояния организма на первом этапе
углублённых медицинских осмотров.
Анализ
данных анкетного скрининга показал,
что нарушения самочувствия старшеклассников
имеют единую вегетативную направленность
и являются проявлением синдрома общего
утомления, или "школьного стресса".
Полученные результаты свидетельствуют
о широком распространении синдрома
вегетативной дисфункции у подростков,
особенно учащихся выпускных классов,
и позволяют привлечь внимание специалистов
разного профиля (педиатров, психологов,
гигиенистов) к решению этой проблемы.
Список
литературы:
-
Кучма
В.Р. Гигиена детей и подростов / В.Р.
Кучма. - М.: Медицина, 2001.
-
Баранов
А.А., Матвеева Н.А. Здоровье школьников
и пути его укрепления / А.А. Баранов,
Н.А. Матвеева. - Красноярск: издательство
Красноярского ун-та, 1989.
-
Кузмичев
Ю.Г., Ипатов Ю.П. Вегетативная дисфунция
у детей / Ю.Г. Кузмичев, Ю.П. Ипатов.
-Н.Новгород, 1998.
|