Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
«..Нет в жизни человека ничего важнее, ничего нужнее и полезнее, чем вынесенное из детства ... Оно закладывается … и в тяжелые минуты помогает».
Ф.М.Достоевский
Реформирование системы образования привело к созданию новых видов образовательных учреждений — гимназий, лицеев, авторских государственных и частных школ и др. Число таких учреждений увеличивается с каждым годом.
Обучение в школах нового вида характеризуется значительной интенсификацией учебного процесса, увеличением объема и усложнением содержания учебных программ без учета в организации учебного процесса психофизиологических особенностей детей разного возраста.
У учащихся школ нового вида отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья: до 50% заканчивают учебный день с признаками сильного переутомления, к концу учебного года у учащихся в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций. У большинства учащихся (55—83%) обнаружены проявления гипердинамического синдрома. Функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся 5 - 9 классов и у 20% старшеклассников [1].
Освоение учебной программы у учащихся школ нового вида происходит ценой ухудшения здоровья: у 63% выпускников выявлена хроническая патология, а порядка 80% младшеклассников имеют ее уже сейчас. У учащихся школ нового вида, по сравнению со школьниками массовых школ, в 1,5—2 раза больше детей с дефицитом массы тела, патологией органа зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата (86%), отклонениями со стороны нервно-психического здоровья (39%), заболеваниями пищеварительной системы (42%) и др.
Особую тревогу вызывает состояние здоровья девушек-подростков, обучающихся в образовательных учреждениях нового вида. Исследования Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН показали, что большая суммарная учебно-воспитательная нагрузка является ведущим фактором риска для здоровья, в том числе репродуктивного, девочек-девушек. К концу обучения 75% девушек имеют те или иные хронические заболевания (против 44% в 80-е годы).
Все эти данные указывают на необходимость улучшения медицинского обеспечения учащихся: более раннего выявления отклонений в состоянии здоровья на донозологическом уровне, усиления контроля за состоянием здоровья детей в процессе обучения и их оздоровления.
Это особенно важно в связи с тем, что образовательные учреждения в соответствии с Законом «Об образовании» ст.51 должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, что обязывает школу быть ответственной за здоровье учащихся.
Учитывая, что период школьного обучения — это период роста, развития, формирования ребенка, в современных условиях наиболее целесообразным является раннее выявление отклонений заболеваний, а также оздоровление детей в условиях самих образовательных учреждений, т.е. превращение школы в школу здоровья [2], [3], [4].
В современном обществе отношение к здоровью стало меняться. Большинство людей понимают, что только здоровье даст им возможность реализовать свои самые смелые социальные планы, создать семью и иметь здоровых и желанных детей. Здоровье имеет непреходящую ценность в любом возрасте для каждого человека.
Формирование здорового образа жизни необходимо начинать с рождения ребенка и воспитывать с возрастом, для того чтобы у человека вырабатывалось осознанное отношение к своему здоровью.
Отнюдь не является новой стратегия внедрения в образовательные учреждения образовательной программы по типу Санитарно-просветительной работы (здесь и далее СПР), отличной от той, что обязаны проводить работники здравоохранения. В свое время был даже создан и долгое время существовал центр, занимающийся непосредственно данной проблемой.
В настоящее время появилась необходимость создать подобную программу. Программа разработана в контексте "Оздоровительной программы по оздоровлению детей дошкольного и школьного возраста", проводимой Институтом комплексных проблем гигиены под эгидой СибГМУ. СПР включает следующие тематические блоки занятий: Физическое здоровье; Репродуктивное здоровье (для старших классов); Санитарно-гигиеническое здоровье; Здоровое питание; Психическое здоровье; Философия и духовность здоровья; Резюме: Здоровый человек. Норма и отклонения в здоровье".
Тип работы представляет собой информационно-методическое пособие; объект применения: ДДУ, Учреждения начального, среднего и среднего - специального образования. Возрастные ограничения данная программа не имеет и представляет собой уникальную адаптационную систему по возрастным группам. Формы проведения: классные часы, игры, беседы, наглядные пособия, видеоролики, фильмы, демонстрация слайдов, КВН.
В связи с высокой нагрузкой и перечисленными выше факторами риска продолжительность одного занятия 30 минут, с постоянной переменой деятельности ребенка, в зависимости от физио-возрастных особенностей данной подобранной группы.
В программе также есть ветвь образовательно-просветительных тренингов-дискуссий с родителями учащихся с целью разъяснения рекомендаций, данных врачами их детям и объяснения смысла тех или иных манипуляций, а также повышения мотивации родителей в здоровье не только их собственном, но и их детей.
По итогам проведенных занятий по СПР в течение 6 месяцев выявлено некоторое смещение массы родителей в сторону большего внимания к здоровью своего ребенка (первоначально – 18%), а также проявление интереса к своему собственному здоровью. Но, несмотря на повышение мотивации, появились угрожающие расхождения между желанием детей (70%), участвовать в лечебно-профилактическом процессе и осмотрах врачей, и желанием родителей (35%) способствовать оздоровлению ребенка.
После данных результатов было проведено анкетирование родителей, и выяснены причины подобного поведения. В основном это недоверие к медицинскому персоналу, как к таковому – 73%, и косность взглядов на здоровье вообще в смысле нежелания признавать собственные ошибки, инициализированные ранее собственным незнанием – 59%.
Как ни странно, способными оплачивать, без ущерба для себя и ребенка, все виды предлагаемых рекомендаций оказалось – 98% респондентов.
В настоящее время проводится активная политика на изменение укоренившихся с "перестроечных" времен взглядов на здравоохранение и обучение родителей посредством СПР.
Список литературы
1. Целевая программа «Дети России», Москва – 2004 – 2007.
2. Постановление правительства РФ от 03.11.2002 года, №732.
3. Приказ МЗ РФ и Мин.Образования РФ №186/272 от 30.06.1992 года, №60 от 14.03.1995, №151 от 07.05.1998, №154 от 05.05.1993, №241 от 03.07.2000, №621 от 30.12.2003.
4. Сан. Пин. 2. 3. 4. 1186 – 03, 2. 2. 2. / 2. 4. 2340 – 03.
|