Томский медико-фармацевтический колледж, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 62-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2003 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 2 мб)
На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов с сахарным диабетом является необходимой составляющей и залогом успешной комплексной терапии наряду с диетой, физическими нагрузками, самоконтролем и медикаментозной терапией [1].
Основным моментом обучения больных сахарным диабетом является формирование у пациентов мотивации к лечению, реализации проблем пациента, с тем, чтобы они могли принять активное участие в лечебном процессе, а также приобретение больными практических знаний и навыков, необходимых для адаптации к качественно новым условиям жизни [2].
Целью работы явилась оценка эффективности обучения пациентов с сахарным диабетом в «школе диабета» по результатам анкетирования.
В анкетировании участвовало 15 пациентов (100%) с сахарным диабетом: 7 (46,6%) мужчин и 8 (53,4%) женщин. В возрасте от 19 до 35 лет 2 человека (13,3%), от 36 до 55 лет 5 человек (33,3%) и от 56 до 75 - 8 человек (53,4%). С двумя типами сахарного диабета, с I типом 5 человек (33,3%) и со II типом 10 человек (66,7%).
Из 15 человек (100%), 14 (93,4%) точно охарактеризовали, что такое сахарный диабет. 15 человек (100%) знают какие бывают виды и симптомы сахарного диабета. 11 человек (73,4%) очень точно ответили на вопрос, что такое компенсация и декомпенсация.
14 пациентов (93,4) из 15 правильно ответили для чего необходим самоконтроль и 10 пациентов (66,7%)
знают какие существуют виды и средства самоконтроля. 5 человек (33,3%) для самоконтроля используют
глюкометр, 2 человека (13,4%) тест-полоски, а 3 человека (20%) - контролируют свое состояние в поликлинике 1
раз в месяц и 5 человек (33,3%) самоконтроль не проводят, а госпитализируются в больницу для
профилактического лечения.
11 пациентов (73,4%) ведут дневник диабетика.
13 человек (86,6%) знают, что такое гипо- и гипергликемия и могут оказать себе и другим первую доврачебную помощь при этих состояниях. О причинах развития гипергликемии знают 12 человек (80%).
У 8 пациентов (53,4%) отмечаются осложнения в виде ретинопатии и ангиопатии нижних конечностей, у 5 (33,3%) нефропатии и у 2 (13,3%) - нейропатии.
Режим питания соблюдают 13 (86,6%) больных сахарным диабетом. 7 человек (46,6%) знают о правиле замены. Калорийность питания умеют рассчитывать 9 пациентов (60%). Сахарозаменители употребляют 10 человек (66,7%). Алкоголь - 5 человек, 13 (86,6%) знают о его действии на сахар в крови.
15 (100%) проанкетированных пациентов знают о важности ухода за ногами и соблюдают все правила,
необходимые для предупреждения развития различных травм. (Носят легкую и свободную обувь без каблуков,
обрабатывают ногти при помощи пилки, согревают ноги, используя массаж и теплые носки. Ежедневно
осматривают ноги и тщательно просушивают их после мытья).
Из 15 (100%) человек: 13 (86,6%) знают основные принципы лечения сахарного диабета I типа и 14 (93,4%) -основные принципы лечения сахарного диабета II типа.
О том, что такое инсулин знают 10 пациентов (66,7%) из них 3 (20%) с сахарным диабетом I типа и 7 (46,7%) со II типом сахарного диабета. 11 человек (73,4%) знают, что инсулин бывает короткого и пролонгированного действия, из этого числа 4 человека (26,7%) с I типом и 7 человек (46,7%) со II типом сахарного диабета. А необходимую для них дозу инсулина могут рассчитать 6 пациентов (40%), из которых 4 пациента (26,7%) с I типом и 2 (13,3%) со II типом сахарного диабета.
Основным осложнением инсулинотерапии 9 человек (60%), из них 5 человек (33,3%) с I типом и 4 человека (26,7%) со II типом сахарного диабета считают липодистрофию. Из 15 опрошенных пациентов, 10 (66,7%) могут предотвратить развитие этого осложнения.
11 человек (73,4%), в это число входят: 3 человека (20%) с сахарным диабетом I типа и 8 человек (53,4%) со II типом - знают о современной практике лечения сахарного диабета II типа бигуанидами.
Из всех (опрошенных) проанкетированных пациентов, «школу диабета» посещали 6 пациентов (40%): 2 (13,3%) с I типом и 4 (26,7%) со II типом сахарного диабета.
Нами были разработаны и предложены памятки по питанию для пациентов, страдающих сахарным диабетом.
Таким образом, проведенный нами анализ свидетельствует о необходимости постоянного обучения в «школе диабета» пациентов с сахарным диабетом, для устранения психо-эмоционального барьера, ликвидации дефицита знаний о своем заболевании и поддержания компенсации основного патологического процесса.
Список литературы:
5. Кравец Е.Б., Зимина Т.А., Кощевец Т.Ю. «Сахарный диабет в общеврачебной практике» - Томск, 2002 г. - 63 стр.
6. Глинкина И.В., Романцова Т.И., Роик О.В. «Обучение больных сахарным диабетом» М., 2001 г. - 32 стр.
|