Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Цель настоящей работы – углубленный анализ
комплексной оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста с последующим
распределением по группам здоровья и определение готовности к поступлению в
школу.
Для выполнения поставленной задачи проведена
комплексная оценка состояния здоровья 63 детей дошкольного возраста, посещающих
подготовительные группы (№ 6, № 9) МДОУ № 20 г. Томска.
Общеизвестно, что основным критерием,
определяющим функциональные возможности детского организма, является уровень
физического и нервно-психического развития 3. При анализе структуры физического
развития выявлено: 74,3% детей имеют среднее развитие, выше среднего - 11%
детей, высокое - 3,7% детей, ниже среднего - 8,6% детей и низкое - 2,4% детей.
Выявленные отклонения в физическом развитии можно объяснить проявлением
защитно-компенсаторных реакций организма ребёнка, направленных на оптимальное
приспособление к новым микросоциальным условиям [1].
Уровень нервно-психического развития оценивался
по неоднородности выявленных изменений. Так у 81,3% детей зарегистрирована I
группа развития. Остальные дети, имеющие функциональные отклонения нервно -
психического развития, вошли во II группу (отставание на 1 эпикризный срок).
Структура заболеваемости детей подготовительных
групп
Нозологическая
форма
|
Количество
детей
|
%
|
Патология ЛОР -
органов
|
27
|
46
|
Патология
опорно-двигательного аппарата
|
19
|
42
|
Атопический дерматит
|
14
|
38
|
ОРВИ
|
11
|
34
|
Бронхит
|
8
|
20
|
ЧБД
|
6
|
|
АРХ ЛЖ
|
9
|
14,3
|
ПМК
|
3
|
6,3
|
Хронический
холецистит
|
4
|
17,6
|
ДЖВП
|
11
|
28,6
|
Паразитозы
(лямблиоз, описторхоз)
|
12
|
31,7
|
ИМВП
|
9
|
25,4
|
Хронический
пиелонефрит
|
2
|
3,2
|
Следующим критерием КОСЗ является степень
резистентности детского организма, определяемая кратностью острых заболеваний в
течение года и наличием хронических заболеваний. Сравнительный анализ
распространённости различных расстройств среди детей подготовительных групп
показал, что патология ЛОР - органов диагностирована чаще и в структуре
заболеваемости занимает первое место (аденоиды I-II ст.- 10,7 %, гипертрофия
миндалин I-II ст.-31,4%). Высокая частота этих нозологических форм обусловлена
наибольшей иммунологической активностью лимфоаденоидного аппарата глотки в
дошкольном возрасте. Признаки хронического тонзиллита во всех случаях
сочетались у детей либо с кариесом, либо с аденоидами, что способствует
формированию хронического воспалительного очага носоглотки. Функциональные
нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата: плоскостопие (11,4%) и
нарушение осанки (10,7%), по частоте встречаемости находятся на II месте; на
III месте - атопический дерматит.
Полученные данные свидетельствуют, что в
подготовительных группах 9,3% детей имеют 2 - 3 заболевания и 21,6% детей имеют
3 - 4 различных расстройства здоровья.
Помимо изучения первичной медицинской
документации проанализированы листы адаптации детей при поступлении в ДОУ.
Особый интерес представляет способность детского организма формировать свои
поведенческие реакции в соответствии с социальными требованиями. Учитывая, что
характер течения адаптации оказывает непосредственное влияние на дальнейшее
физическое и интеллектуальное развитие ребёнка, необходимо отметить взаимосвязь
течения адаптации с индивидуальными особенностями развития каждого ребёнка.
Большая часть детей (76,4%) имела стабильно благоприятные адаптационные
реакции, что расценивалось как проявление наиболее высокого уровня состояния
здоровья. У остальных детей наличие неблагоприятных приспособительных реакций,
напротив, указывало на наличие функциональных нарушений в организме и
свидетельствовало о неустойчивости адаптивных механизмов [2].
Необходимо обратить внимание, что
неблагоприятное течение адаптации влияет на темпы развития ребёнка при обучении
в школе. Следовательно, эти дети нуждаются в проведении лечебно-профилактических
мероприятий, направленных на оптимизацию их приспособительных процессов [3].
Всем детям подготовительных групп при осмотре
проведена оценка школьной и биологической зрелости для определения готовности к
поступлению в школу. Полученные результаты свидетельствовали, что ускоренное
развитие имеют 23,1% детей. Развитие, соответствующее готовности поступления в
школу отмечено у 68,1% детей и замедленное развитие - у 7,8% детей.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья
могут служить критериями оценки здоровья применительно к подготовке детей
дошкольного возраста при поступлении в школу.
Список литературы:
1. Доскин, В. А. Морфофункциональные константы
детского организма / В. А. Доскин – М. : Медицина, 1997.- 225 c.
2. Здоровье детей в образовательных учреждениях.
Организация и контроль / Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. - Ростов на
Дону : Маяк, 2006. – 369 с.
3. Таточенко, В. К. Педиатру на каждый день:
Руководство по практической медицине / В. К. Таточенко. - М. : Новая слобода, 2003.
– 250 с.