Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра неврологии и нейрохирургии лечебного факультета
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Актуальность. Болезнь Паркинсона (БП) – хроническое прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, избирательно поражающее нейроны чёрной субстанции и обусловленное недостаточностью дофамина [1]. Являясь значимой медицинской и социальной проблемой, БП занимает одно из ведущих мест в структуре заболеваемости у пожилого контингента населения. Наряду с достаточно высокой распространенностью этой патологии (достигает 7% у лиц старше 60 лет) [2], имеется тенденция к дальнейшему росту этого показателя в связи с увеличением продолжительности жизни и численности населения пожилого и старческого возраста [2]. Основными проявлениями БП являются двигательные нарушения (замедленность движений, скованность, тремор и нарушение ходьбы). Также с современных позиций известно, что с течением заболевания характерно появление таких недвигательных проявлений как депрессия, тревога, когнитивное расстройство (вплоть до деменции), бессонница, нарушение мочеиспускания, ортостатическая гипотензия, боль, галлюцинации, которые приводят к ограничению всех аспектов нормальной жизни человека [3]. Это заболевание в значительной степени снижает качество жизни пациентов, постепенно приводит к инвалидизации.
Цель работы. Оценить в динамике выраженность двигательных, когнитивных, эмоционально-личностных нарушений и качество жизни у пациентов с БП в зависимости от приверженности к систематическому обучению в школе «Здоровья» для больных с БП.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 33 пациента с БП, из них 16 (48,5 %) женщин и 17 (51,5%) мужчин, в возрасте от 41 до 88 лет. Средний возраст составил 65±10,2 лет, возраст дебюта заболевания 58,18±9,38 лет. Стадия болезни по Хен и Яру: II - у 48,5% пациентов, III - у 51,5%. Манифестировало заболевание у 54,5% больных со скованности, у 51,5% - с нарушения ходьбы, 48,5% пациентов обратили внимание на появившуюся замедленность движений, 39,4% - отметили изменение почерка, 39,4% - дрожание в покое. Анализ вредных привычек показал, что у 12,1% преобладало курение, у 12,1% - употребление алкоголя и у 9,1% - кофе. Среди обследованных лиц с высшим образованием было 39,4%, средне-специальным - 51,5% и средним - 9,1%. Больные были разделены на 2 однородные группы: I - 17 человек, регулярно посещавших школу «Здоровья», II - 16 человек, не посещавших школу, находившихся на стационарном лечении в неврологической клинике ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава.
Клиническое обследование включало сбор личного, соматического, профессионального анамнеза; фиксировали возраст дебюта БП, скорость прогрессирования и длительность болезни. Степень тяжести оценивали по Шкале Хен и Яру (Hoehn и Yahr); двигательные расстройства – с помощью количественной шкалы по суммарному баллу III раздела Унифицированной рейтинговой шкалы оценки проявлений БП (Unified Parkinson’s Disease Rating Scale – UPDRS); когнитивные нарушения – используя шкалу краткого исследования психического статуса (Mini-Mental State Examination – MMSE), батарею исследования лобных функций (Frontal Assessment Battery – FAB), тест рисования часов (Clock Drawing Test - CDT). Аффективные нарушения выявляли с помощью госпитальной шкалы оценки тревоги и депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale – HADS). Качество жизни определяли по опроснику «Краткий вопросник оценки статуса здоровья» - официальный русскоязычный аналог инструмента MOS Shot-form 36-Item (MOS SF-36) и опроснику состояния качества жизни пациентов с БП Parkinson’s Disease Quality of Life Questionnaire - 39 (PDQ-39).
Статистическую обработку результатов проводили с использованием пакета прикладных программ SPSS 11.5 for Windows. Уровень значимости по F-критерию р ≤ 0,05.
Результаты. Применение в медицинской реабилитации систематических занятий в школе «Здоровья» у пациентов с БП уменьшает выраженность двигательных нарушений: по результатам III части UPDRS во II группе средний балл снизился на 3,12, в I группе – увеличился на 2,44.
Анализ результатов аффективных расстройств по HADS при первом тестировании не выявил статистических различий в степени выраженности и частоте встречаемости тревоги и депрессии между анализируемыми группами (p > 0,5). Через 4 месяца занятий, содержащих информацию о БП, ее течении, лечении, наблюдались кардинальные отличия между группами: в I группе больных - на 31,2% увеличился процент пациентов с клинически выраженной тревогой и на 6,3% - с депрессией. Во II группе - аффективные расстройства перешли в более легкую степень на 35,2% уменьшился процент лиц с клинически выраженной тревогой и на 52,9% с депрессией, пациентов с клинически выраженной тревогой и депрессией не отмечалось.
При оценке качества жизни пациентов II группы по шкале SF-36 установлено значительное улучшение практически по всем показателям: жизнеспособность — на 29,94; роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности – на 19,16; общее здоровье — на 15,97 балла; роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности — на 14,93; социальная активность – на 9,1; психическое здоровье — на 7,52; физическая активность – на 7,49 балла. У лиц I группы по SF-36 прослеживается лишь увеличение параметров общего здоровья – на 5,66 и физической активности – 4,66, по другим показателям изменений не отмечали, либо балл был меньше исходного. По опроснику PDQ-39 зафиксирована положительная динамика по разделам мобильность – на 7,97; активность повседневной жизнедеятельности - на 2,87; телесный дискомфорт – на 1,02 у лиц посещавших школу.
Анализ когнитивных нарушений по шкалам FAB, MMSE показал, что доля обследуемых с нормальными когнитивными функциями и легкими нарушениями в I группе не изменилась, во II – возросла на 17,7% и 29,4% соответственно. CDT выявил увеличение справившихся с заданием на 9 – 10 баллов при повторном визите в I группе на 12,5%, во II – на 17,7%.
Выводы. Проведенное исследование показало, что применение в медицинской реабилитации систематических занятий с пациентами, страдающими БП, уменьшает выраженность двигательных, когнитивных, эмоционально-личностных нарушений и повышает качество жизни этой категории больных.
Список литературы:
1. Гусев, Е. И. Болезнь Паркинсона и расстройства движений : руководство для врачей по материалам I Национального конгресса. М., 2008. – 272с.
2. Статистическая информационная система ВОЗ ( WHOSIS ) [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.who.int/gho/en/index.html
3. Мументалер, М. Дифференциальный диагноз в неврологии : руководство по оценке, классификации и дифференциальной диагностике неврологических симптомов / М. Мументалер. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : МЕДпресс-информ, 2010. – 359 с.
|