|
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Бронхиальная астма (БА) является глобальной медицинской проблемой. Это связано с высокой распространенностью, риском смерти, значительным социальным и экономическим ущербом, и выраженным негативным влиянием на качество жизни пациентов и их близких [1]. Распространенность БА возрастает повсеместно. Ведение больных БА состоит из шести взаимосвязанных частей: обучение больных, оценка и мониторирование тяжести БА, устранение воздействия факторов риска, разработка индивидуальных планов базисной терапии и терапии обострений, обеспечение регулярного динамического наблюдения. Эффективность лечения БА зависит не только от фармакотерапии, но и от уровня знаний пациента о заболевании и способах его терапии. Каждый пациент, страдающий БА, должен иметь план действий, написанный врачом, где указано, что и как необходимо делать при изменении течения заболевания. Использование письменного плана действий приводит к снижению смертности [1]. В настоящее время остается неясным как наличие плана действий и посещение астма школы могут влиять на течение тяжелой бронхиальной астмы.
Цель исследования: оценить взаимосвязь клинического течения тяжелой бронхиальной астмы и наличия у пациентов плана действий, посещения астма-школы.
Методы исследования: В качестве источника данных использовался интернет-опросник. В исследование были включены 85 человек в возрасте от 18 до 77 лет, 39 мужчин и 46 женщин. Опросник содержал 34 вопроса касающихся показателей тяжести течения заболевания, использования системных стероидов, средств базисной терапии в течение последнего года, препаратов облегчающих симптомы астмы и др.
Для оценки тяжести течения заболевания использовались показатели: количество дневных и ночных симптомов, число госпитализаций и вызовов скорой помощи использование системных стероидов. Количество использованных ингаляций за последнюю неделю.
Производилась оценка показателей тяжести течения заболевания в зависимости от наличия плана действий и посещения астма-школы. Для статистической обработки данных использовалась программа Statistica 5.0. Применялись методы описательной статистики, для сравнения показателей – критерий Mann-Whitney U test.
Результаты: При наличии плана действий пациенты имели меньшее количество дневных симптомов в течение недели (6,70±1,52 vs 10,71±1,111 соответственно; р = 0,043), реже использовали быстродействующие агонисты на протяжении недели перед проведением исследования (10,94±3,44 vs 23,68±2,93 соответственно; р = 0,004) в сравнении с пациентами не имевшими плана действий.
При посещении астма-школы пациенты имели меньшее количество дневных симптомов (6,0±2,80 vs 10,38±0,98 соответственно; р = 0,039) в сравнении с пациентами, которые не обучались в астма-школе.
Таким образом, можно сделать вывод о существенной клинической значимости выполнения рассмотренных частей лечения астмы при тяжелом течении заболевания.
|