ВЛИЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Автор А.О. Сугробова
17.05.2010 г.
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра клинической психологии и психотерапии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
В настоящее время основную опасность для здоровья населения и проблему для здраво-охранения представляют неинфекционные заболевания, в первую очередь болезни сердечно-сосудистой системы, которые в настоящее время являются ведущей причиной заболеваемо-сти, инвалидизации и смертности населения [2].
Все большую распространенность приобретают соматоформные расстройства у детей и подростков [2], в основе которых лежат нарушения аффективной сферы: пониженное на-строение, беспокойство, тревога, чувство внутреннего напряжения, непоседливость, двига-тельная активность, ускоренная речь [1]. В связи с этим, внимание многих психологов при-влекает изучение эмоциональной сферы человека [1]. Тревожность как нарушение эмоцио-нальной сферы личности, является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяже-нии длительного периода времени и свидетельствует о недостаточной приспособляемости человека к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является серьезным факто-ром риска для развития многих невротических и соматоформных расстройств.
Целью данной работы являлось изучение влияния сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• Исследование эмоциональной сферы у здоровых детей и детей с ССЗ;
• Оценка семейных взаимоотношений;
• Проведение сравнительного анализа полученных данных в двух выборках.
Гипотеза: ССЗ не влияют на уровень тревожности.
Объект исследования: группа детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: выявление уровня тревожности.
База исследования: детский сад №89 г. Томска.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 детей: 10 с ССЗ – экспериментальная груп-па, 10 здоровых – контрольная группа.
Экспериментально-психологические методы исследования: проективные тесты («Дом. Дерево. Человек», «Моя семья», и тест Люшера) и личностный опросник (тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [3, 4].
Результаты проведенного исследования показали, что большая часть детей с ССЗ имеют незащищенность, чувство неполноценности, конфликтность. В контрольной группе преобла-дает незащищенность и менее выражены тревожность, недоверие к себе, чувство неполно-ценности, враждебность, конфликтность и трудности общения. Депрессивность ни в одной из групп не выявлена.
Установлено, что конфликтность в семье присутствует в обеих группах: в контрольной у 100% детей, в экспериментальной группе – у 60%. Также у детей с ССЗ встречается благо-приятная обстановка в семье (40%) и враждебность (10%).
Эмоциональный фон у большинства детей может быть как положительным, так и отрица-тельным. Показано, что у 50% детей экспериментальной группы СО в норме, т.е. дети могут и радоваться, и печалиться; 30% имеют слабый уровень СО – преобладание отрицательных эмоций; у 20% хороший уровень - преобладание положительных эмоций.
В контрольной группе у 60% детей средний уровень СО; 30% имеют слабый уровень СО; 10% - хороший уровень СО.
Расчет показателя ВК для экспериментальной группы детей показал следующее: 50% де-тей имеют средний уровень ВК, т.е. компенсируемое состояние усталости; 30% - хороший уровень ВК – оптимальная работоспособность; 20% - слабый уровень ВК – низкая работо-способность.
У 60% детей контрольной группы средний уровень ВК, а у 40% - хороший уровень.
Уровень тревожности, как видно из таблицы 1, у 70% детей в каждой группе средний и только у 30% наблюдается высокая тревожность.
Таблица
Количественный
состав групп детей по уровням тревожности теста тревожности
(Р.
Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Уровень
тревожности
Контрольная
группа детей
Экспериментальная
группа детей
Чел.
%
Чел.
%
Высокий
3
30
3
30
Средний
7
70
7
70
Низкий
-
-
-
-
Для проверки гипотезы была проведена статистическая обработка полученных данных с помощью критерия Манна-Уитни, который показал, что между группами нет различий, а значит, ССЗ не влияют на уровень тревожности. Таким образом, предложенная нами гипоте-за подтвердилась.
Выявленные в результате исследований факты могут быть объяснены тем, что дети с ССЗ окружены большей заботой и опекой со стороны родителей, таким детям не предъявляются высокие требования, с которыми бы они не смогли бы справиться.
Список литературы:
1. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Заха-ров. - 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Союз, 1997. – 224 с.
2. Старшенбаум, Г. В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела / Г. В. Старшенбаум. – М. : Изд – во института психотерапии, 2005. – 496 с.
3. Сыромятников, И. В. Психодиагностика / И. В. Сыромятников. – М. : Акаде-мический проект, 2005. – 640 с.
4. Тимофеев, В. И. Краткое руководство по использованию теста М. Люшера / В. И. Тимофеев, Ю. И. Филимоненко. – СПб. : ИМАТОН, 1995. – 38 с.
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99