Сибирский государственный медицинский
университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Согласно
данным отечественной и зарубежной литературы, депрессивные расстройства
являются одним из наиболее распространённых видов психической патологии в
подростковом возрасте. Депрессии у подростков возникают существенно чаще, чем
диагностируются, приводя к неожиданным для окружающих суицидам и тяжёлым формам
школьной и социальной дизадаптации, имеющим при затяжных и повторяющихся
депрессиях порой необратимый характер [2].
Из стрессовых причин возникновения депрессивного расстройства
выделяются негативный (дистресс) и позитивный (эустресс) стрессы. Считается,
что в среднем в 30 % случаев возникновение депрессивного эпизода связано со
стрессом [5].
По данным Кашани, Вейсман и других, коэффициент распространённости
подростковых депрессивных расстройств колеблется от 1,3 до 8 % [4].
В исследовании
Н.М. Иовчук и Г.З. Батыгиной при сопоставлении распространённости депрессивных
расстройств в различных возрастных группах отмечена определённая тенденция к
нарастанию их количества от 7-8-х классов (подростки в возрасте 12–13 лет) к
9–10-м классам (14–16 лет) и снижению в 11-м классе (17 лет): соответственно
10, 18, 26, 31 и 15 % [2].
Стресс
является фактором, вызывающим депрессивные расстройства и влияющим на
ситуативную тревожность. В работе И.Л. Левиной и В.Я. Семке, исследовавших
учащихся 7, 8, и 9 классов, были получены следующие показатели ситуативной
тревожности: до 34 баллов – 50 %
учащихся, 35–44 баллов – 28, 3 %, 45 баллов и выше – 21,7 % [3].
Под тревогой
понимается переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием
неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, это переживание
неопределённой, диффузной, безобъективной угрозы. Обычно тревога связана с
ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто обусловлена
неосознаваемостью источника опасности [3].
Согласно литературным источникам, у подростков выявлена широкая
распространённость высоких показателей ситуативной тревожности, а также широкая
распространённость депрессивных расстройств [2, 3].
Поэтому
актуальным является исследование по изучению влияния стресса на показатели
депрессии и ситуативной тревожности.
Целью нашего
исследования было установить, каким образом влияет стресс на данные показатели.
Гипотеза исследования
состояла в следующем: Уровень ситуативной тревожности и показатели депрессии
повышаются при приближении стресса (срока сдачи экзаменов).
Для
достижения цели исследования, проверки и подтверждения гипотезы были выдвинуты
следующие задачи:
1.
Провести теоретический анализ литературных источников.
2.
Провести тестирование учащихся 9-х и 11-х классов (в
возрасте 14–17 лет).
3.
Исследовать влияние стресса на показатели депрессии и ситуативной
тревожности.
Материал и
методы исследования. В исследовании приняли добровольное участие 30 учащихся
(16 из 9-х классов; 14 – из 11-х классов) средней общеобразовательной школы г.
Томска. Показатели депрессии исследовались
с помощью шкалы Цунга, предназначенной для самооценки депрессии.
Показатели ситуативной тревожности – с помощью шкалы ситуативной тревожности
Спилбергера – Ханина. Статистическая обработка результатов проводилась с
помощью Т-критерия Вилкоксона и φ-критерия Фишера [1].
Результаты исследования и обсуждение. Исследование состояло из 2 срезов
(первый – в феврале, второй –в мае). В исследовании было показано, что
происходит повышение как уровня депрессии, так и уровня ситуативной тревожности
у учащихся 9 11 классов, но достоверным было лишь повышение уровня ситуативной
тревожности у учащихся 11 классов (р<0,05). В зависимости от выраженности
ситуативной тревожности (ВСТ) школьники были распределены на группы с высокой
ситуативной тревожностью (ВТ), умеренной
ситуативной тревожностью (УТ) и низкой ситуативной тревожностью (НТ). В
зависимости от выраженности депрессии (ВД) также произошло распределение
школьников по группам с выраженной депрессией (Д), с предрасположенностью к
депрессии (П), с отсутствием депрессии (Н). Данные приведены в таблице.
Таблица
Число
школьников с показателями ситуативной тревожности и депрессии
Уровни ситуативной тревожности по шкале Спилбергера – Ханина
|
Выраженность депрессии по шкале Цунга
|
Количество детей (%)
|
ВСТ
|
9-е классы
|
11-е классы
|
ВД
|
9-е классы
|
11-е классы
|
февраль
|
май
|
февраль
|
май
|
февраль
|
май
|
февраль
|
май
|
ВТ
|
18,75 %
|
31,25 %
|
14,3 %
|
42,9 %
|
Д
|
6,25 %
|
0 %
|
0 %
|
14,3 %
|
УТ
|
50 %
|
50 %
|
71,4 %
|
50 %
|
П
|
62,5 %
|
62,5 %
|
85,7 %
|
78,6 %
|
НТ
|
31,25 %
|
18,75%
|
14,3 %
|
7,1 %
|
Н
|
31,25 %
|
37,5 %
|
14,3 %
|
7,1 %
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы 1
видно, что от февраля к маю уменьшилось количество школьников с НТ, при этом
увеличилось число учащихся с ВТ. Достоверно это изменение было лишь у учащихся
11-х классов (р<0,05). Относительно показателей депрессии значимых изменений
выявлено не было.
Полученные
данные позволяют сделать заключение, что приближение ситуации стресса (сдачи
экзаменов) влияет на показатели ситуативной тревожности в сторону увеличения,
но практически не влияет на показатели депрессии. Это влияние обусловлено
озабоченностью учащихся за своё будущее, поступлением в учебные заведения
(вузы, колледжи и т. д.), перспективой армейской службы и т. д.
Выводы. Гипотеза, выдвинутая авторами данной работы в начале
исследования, подтвердилась частично. Было показано, что под влиянием
приближающейся ситуации стресса (сдачи экзаменов) у учащихся 9-х и 11-х классов
происходит изменение показателей ситуативной тревожности в сторону их увеличения, но не изменяются показатели
депрессии.
Список литературы:
1.
Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для
психологов / О. Ю. Ермолаев. – М. : ФЛИНТА, 2003. – 336 с.
2.
Иовчук, Н. М., Батыгина, Г. З. Депрессии в школьной
подростковой популяции / Н. М. Иовчук, Г. З. Батыгина // Российский
психиатрический журнал. – 1999. – № 3. – С. 37–40.
Левина, И. Л., Семке, В. Я.
Тревожные расстройства у детей и подростков: взгляд на проблему / И. Л. Левина,
В. Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2000. – № 4. – С.
13–16.
3.
Мафсон, Л. Подросток и депрессия. Межличностная
психотерапия / Л. Мафсон, Д. Моро, М. Вейсман, Д. Клерман. – М. : Эксмо, 2003.
– 320 с.
4.
Самойленко, М. Д. К вопросу о взаимосвязи рекуррентного
депрессивного расстройства и стресса / М. Д. Самойленко // Депрессивные
расстройства (фундаментальные, клинические, образовательные и экзистенциальные
проблемы) / ГУ НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН. – Томск, 2003. – С.
273–276.
|