Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПОКАЗАТЕЛИ ДЕПРЕССИИ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Печать E-mail
Автор Е.В. Климова   
27.09.2009 г.

Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск

Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.

Посмотреть титульный лист сборника

Скачать сборник целиком (1,5 мб)

 

Согласно данным отечественной и зарубежной литературы, депрессивные расстройства являются одним из наиболее распространённых видов психической патологии в подростковом возрасте. Депрессии у подростков возникают существенно чаще, чем диагностируются, приводя к неожиданным для окружающих суицидам и тяжёлым формам школьной и социальной дизадаптации, имеющим при затяжных и повторяющихся депрессиях порой необратимый характер [2].

Из стрессовых причин возникновения депрессивного расстройства выделяются негативный (дистресс) и позитивный (эустресс) стрессы. Считается, что в среднем в 30 % случаев возникновение депрессивного эпизода связано со стрессом [5].

По данным Кашани, Вейсман и других, коэффициент распространённости подростковых депрессивных расстройств колеблется от 1,3 до 8 % [4].

В исследовании Н.М. Иовчук и Г.З. Батыгиной при сопоставлении распространённости депрессивных расстройств в различных возрастных группах отмечена определённая тенденция к нарастанию их количества от 7-8-х классов (подростки в возрасте 12–13 лет) к 9–10-м классам (14–16 лет) и снижению в 11-м классе (17 лет): соответственно 10, 18, 26, 31 и 15 % [2].

Стресс является фактором, вызывающим депрессивные расстройства и влияющим на ситуативную тревожность. В работе И.Л. Левиной и В.Я. Семке, исследовавших учащихся 7, 8, и 9 классов, были получены следующие показатели ситуативной тревожности: до 34  баллов – 50 % учащихся, 35–44 баллов – 28, 3 %, 45 баллов и выше – 21,7 % [3].

Под тревогой понимается переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, это переживание неопределённой, диффузной, безобъективной угрозы. Обычно тревога связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто обусловлена неосознаваемостью источника опасности [3].

Согласно литературным источникам, у подростков выявлена широкая распространённость высоких показателей ситуативной тревожности, а также широкая распространённость депрессивных расстройств [2, 3].

Поэтому актуальным является исследование по изучению влияния стресса на показатели депрессии и ситуативной тревожности.

Целью нашего исследования было установить, каким образом влияет стресс на данные показатели.

Гипотеза исследования состояла в следующем: Уровень ситуативной тревожности и показатели депрессии повышаются при приближении стресса (срока сдачи экзаменов).

Для достижения цели исследования, проверки и подтверждения гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

1.      Провести теоретический анализ литературных источников.

2.      Провести тестирование учащихся 9-х и 11-х классов (в возрасте 14–17 лет).

3.      Исследовать влияние стресса  на показатели депрессии и ситуативной тревожности.

Материал и методы исследования. В исследовании приняли добровольное участие 30 учащихся (16 из 9-х классов; 14 – из 11-х классов) средней общеобразовательной школы г. Томска. Показатели депрессии исследовались  с помощью шкалы Цунга, предназначенной для самооценки депрессии. Показатели ситуативной тревожности – с помощью шкалы ситуативной тревожности Спилбергера – Ханина. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона и φ-критерия Фишера [1].

Результаты исследования и обсуждение. Исследование состояло из 2 срезов (первый – в феврале, второй –в мае). В исследовании было показано, что происходит повышение как уровня депрессии, так и уровня ситуативной тревожности у учащихся 9 11 классов, но достоверным было лишь повышение уровня ситуативной тревожности у учащихся 11 классов (р<0,05). В зависимости от выраженности ситуативной тревожности (ВСТ) школьники были распределены на группы с высокой ситуативной тревожностью (ВТ), умеренной  ситуативной тревожностью (УТ) и низкой ситуативной тревожностью (НТ). В зависимости от выраженности депрессии (ВД) также произошло распределение школьников по группам с выраженной депрессией (Д), с предрасположенностью к депрессии (П), с отсутствием депрессии (Н). Данные приведены в таблице.

 

Таблица

Число школьников с показателями ситуативной тревожности и депрессии

Уровни ситуативной тревожности по шкале Спилбергера – Ханина

Выраженность депрессии по шкале Цунга

Количество детей (%)

ВСТ

9-е классы

11-е классы

ВД

9-е классы

11-е классы

февраль

май

февраль

май

февраль

май

февраль

май

ВТ

18,75 %

31,25 %

 14,3 %

42,9 %

Д

6,25 %

0 %

0 %

14,3 %

УТ

 50 %

 50 %

 71,4 %

 50 %

П

 62,5 %

 62,5 %

85,7 %

78,6 %

НТ

 31,25 %

18,75%

14,3 %

7,1 %

Н

31,25 %

37,5 %

14,3 %

7,1 %

 

Из таблицы 1 видно, что от февраля к маю уменьшилось количество школьников с НТ, при этом увеличилось число учащихся с ВТ. Достоверно это изменение было лишь у учащихся 11-х классов (р<0,05). Относительно показателей депрессии значимых изменений выявлено не было.

Полученные данные позволяют сделать заключение, что приближение ситуации стресса (сдачи экзаменов) влияет на показатели ситуативной тревожности в сторону увеличения, но практически не влияет на показатели депрессии. Это влияние обусловлено озабоченностью учащихся за своё будущее, поступлением в учебные заведения (вузы, колледжи и т. д.), перспективой армейской службы и т. д.

Выводы. Гипотеза, выдвинутая авторами данной работы в начале исследования, подтвердилась частично. Было показано, что под влиянием приближающейся ситуации стресса (сдачи экзаменов) у учащихся 9-х и 11-х классов происходит изменение показателей ситуативной тревожности в сторону  их увеличения, но не изменяются показатели депрессии.

 

Список литературы:

1.      Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. – М. : ФЛИНТА, 2003. – 336 с.

2.      Иовчук, Н. М., Батыгина, Г. З. Депрессии в школьной подростковой популяции / Н. М. Иовчук, Г. З. Батыгина // Российский психиатрический журнал. – 1999. – № 3. – С. 37–40.

Левина, И. Л., Семке, В. Я. Тревожные расстройства у детей и подростков: взгляд на проблему / И. Л. Левина, В. Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2000. – № 4. – С. 13–16.

3.      Мафсон, Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия / Л. Мафсон, Д. Моро, М. Вейсман, Д. Клерман. – М. : Эксмо, 2003. – 320 с.

4.      Самойленко, М. Д. К вопросу о взаимосвязи рекуррентного депрессивного расстройства и стресса / М. Д. Самойленко // Депрессивные расстройства (фундаментальные, клинические, образовательные и экзистенциальные проблемы) / ГУ НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН. – Томск, 2003. – С. 273–276.

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99