|
СГМУг.Томск
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов /Под ред. Л.М. Огородова, Л.В. Капилевич. – Томск, СГМУ.- 2002.-254 с.
Скачать сборник целиком
Одним из приорететных направлений современной медицины является реабилитация больных с тяжелой соматической патологией. К числу таких заболеваний относится сахарный диабет I типа, поражающий детей, подростков, работоспособных молодых людей. [1]
В настоящее время во всех диабетологических центрах обучение в «Школах управления диабетом» прочно вошло в арсенал комплексной реабилитации больных, страдающих сахарным диабетом. [2]. Но, к сожалению, количество пациентов, находящихся в состоянии неудовлетворительной компенсации и имеющих сосудистые осложнения, не уменьшается, так как не всегда удается добиться изменения поведения, связанного с заболеванием, то есть формирования активного восприятия лечения, особенно в детском возрасте.
Проводимое обследование детей (150 человек), больных сахарным диабетом I типа дошкольного, школьного и подросткового возраста с использованием методов психологического тестирования (метод Кеттелла, цветовой тест Люшера, тест Филлипса, метод наблюдения и беседы) позволило выявить рассогласованность всех компонентов установки (когнитивной, эмоциональной, поведенческой). У большинства детей очень низка мотивация к самоконтролю. Выявлены психологические особенности рефлексии больных сахарным диабетом: новое отношение ребенка к самому себе, друзьям, родителям, к классу, его тревожность, чувство страха и одиночества. Сравнительная оценка различных методов обучения (индивидуальное, групповое, комбинированное) в условиях Областного эндокринологического диспансера и местного санатория показала, что наиболее эффективным вариантом обучения является комбинированный. Особенность комбинированного метода заключается в том, что занятия проводились по общепринятой структурированной программе обучения, но с параллельным включением в процесс занятий элементов психологического тренинга для детей старшего возраста, подростков и родителей, направленного на развитие общительности, повышение коммуникативности, самостоятельности, снижение уровня тревожности. Для пациентов дошкольного и младшего школьного возраста использовались методы игро-сказкотерапии, позволяющие повысить уровень восприятия лечебных мероприятий и манипуляций.
Разработанные принципы комплексного медико-психосоциального мониторирования семьи ребенка с сахарным диабетом I типа на этапе амбулаторного звена реабилитации дали возможность оптимизировать лечебный процесс, снизить частоту острых осложнений сахарного диабета, улучшить компенсацию основного процесса, социально-психологическую адаптацию в обществе и качество жизни пациентов. Прежде всего, это имеет важное гуманное значение, что безусловно, является основной целью лечения любого заболевания. Однако тот факт, что больные находятся на самоконтроле заболевания, практически не нуждаются в стационарном лечении, длительно сохраняют трудоспособность, имеет важное социальное значение и большой экономический эффект [3].
Литература
1. Касаткина Э.П. «Проблемы эндокринологии» №1, 1996г., с.14.
2. Мартынова М.И., Арзамасцева Л.В. «Вопросы охраны материнства и детства» №10, 1997г. с.54-57.
3. Материалы Базельских конгрессов 1995г., 1999г.
|