Уральский государственный педагогический университет (г.Екатеринбург) Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника В настоящее время 50 % учащихся первых классов имеют функциональные нарушения. В результате адаптации к школе у детей происходит перестройка функций, переход на новый уровень регулирования, повышается устойчивость организма к воздействию факторов внешней среды Ряд авторов отмечает, что успешность образования и воспитания во многом зависят от уравновешенности функционального состояния детского организма. По результатам их исследований выявлено, что функциональная неготовность первоклассника к обучению в школе, является основным фактором риска для его здоровья. Кроме того они считают, что образовательная среда должна строится с учетом функциональных возможностей организма каждого ученика. А физиологический мониторинг текущего функционального состояния первоклассника позволяет корректировать проводимые оздоровительные мероприятия. Не менее важной проблемой является адаптация детей к учебной нагрузке. Первый год обучения в школе является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка. От того как пойдет адаптация к школе, к учебной нагрузке во многом зависит не только процесс успешности обучения, но и, что не менее значимо общее функциональное состояние первоклассника В исследованиях. при изучении адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы первоклассников-гимназистов 7 лет в течение учебного года, получены данные о напряжении функционирования сердечно-сосудистой системы особенно в период начала обучения в школе (сентябрь-октябрь). Целью наших исследований явилось изучение влияния учебной нагрузки на функциональное состояние учащихся первых классов. Нами был проведен мониторинг функционального состояния учащихся первых классов гимназии № 47 г. Екатеринбурга в возрасте 6,5-7,5 лет. Всего было обследовано 300 детей. Оценку функционального состояния систем организма проводили в два этапа: первый этап – октябрь-ноябрь, второй – апрель-май. В программе исследований были использованы следующие методики. Для оценки функционального состояния систем организма использовались методы индексов; косвенные и показателей кровообращения. Массо - ростовые показатели: вес тела (гр.)/рост тела(см); индекс массы тела (ИМТ)-индекс Кетеле. Индекс Робинсона; модифицированная формула Старра для расчета ударного объема сердца (УОС) для детей (7-15 лет) (Н.А.Романцева, Н.С. Пугина); минутный объем кровообращения (МОК); индекс кровообращения (ИК). Вегетативный индекс Кердо (ВИК) позволяющий оценить роль симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердечно-сосудистой системы. Показатели сердечно-сосудистой системы: частота сердечных сокращений (ЧСС); артериальное давление (АД); систолическое давление (СД); диастолическое (ДД); пульсовое давление (ПД). Адаптационный потенциал системы кровообращения по Баевскому (АП); Кроме выше указанных методов мониторинга функционального состояния и адаптационных возможностей использовалась компьютерная диагностика методом РОФЭС (регистрация оценки функционально-эмоционального состояния по меридиальной системе). Осуществлялась работа с индивидуальными медицинскими картами, по которым отслеживался уровень функциональных отклонений. По результатам комплексных исследований все испытуемые поделились на три группы: Первая - практически здоровые дети или имеющие незначительные функциональные отклонения, хорошо адаптировались к школе и успешно справляются с учебной нагрузкой, оценка функционального состояния –хорошая, соотношение систем симпатики и парасимпатики (ВИК) находится в равновесии. Вторая – дети, имеющие функциональные отклонения, оценка функционального состояния удовлетворительная, показатель ВИК в равновесии. Дети этой группы справляются с учебной нагрузкой, но имея функциональные отклонения отличаются некоторой неравномерностью развития. Третья группа – так называемая «группа риска». Оценка функционального состояния – неудовлетворительная, у них отмечены по медицинским картам хронические заболевания и функциональные отклонения. Им характерна симпатикотония. Результаты исследований функционального состояния систем организма первоклассников позволили выявить: 1. Комплексные исследования функционального состояния первоклассников позволили нам отследить влияние учебной нагрузки на их организм, выявить функциональные отклонения для проведения дальнейшей профилактической и коррекционной работы. 2. Данные мониторинга функционального состояния организма и адаптационных возможностей школьников свидетельствуют, что дети первой группы успешно справляются с учебной нагрузкой, учащимся второй группы для успешной адаптации требуется больше внимания как со стороны педагогов, так и родителей. Для третьей группы детей нужна квалифицированная медико - психолого-педагогическая помощь. 3. Сравнительный анализ результатов исследования функционального состояния в «группе риска» показал, что эта группа адаптировалась к концу учебного года. 4. По результатам комплексных исследований составлена оздоровительная программа.
Литература: 1. Берсенев Е.Ю., Берсенева И.А. Исследование вегетативной регуляции кровообращения в различных возрастных группах // XVIII съезд физиологического о-ва им. И.П.Павлова: Тез. докл. – Казань: ГЭОТАР – Мед, 2001. – С. 479. 2. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. Возрастная физиология. //Физиология ребенка. М.: 2000г. 3. Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. //Психофизиология ребенка. М.: 2002г.
|