Детский дом-школа №5 «Единство» (г.Междуреченск) Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Одним из разделов морфологии человека, имеющим большое прикладное значение, является учение о физическом развитии. Вместе с тем многие вопросы этого учения остаются не ясными. К их числу относится, в частности само понятие физического развития и связанные с ними те свойства организма, которые должны быть положены в основу его определения. Понятие под физическим развитием крепость организма в смысле запаса физических сил, наиболее важными элементами физического развития следует признать такие структурно-механические свойства организма какими является масса, плотность, форма тела (В.В. Бунак, 1940)[1]. Большинство исследователей в качестве показателя физического развития рассматривают и такие функциональные свойства организма, как ЖЕЛ, экскурсию грудной клетки, силу отдельных мышечных групп. (Е.М. Дементьев,1889; В.В.Гориневский, 1916; В.П. Бойко,1954 ; И. Мекер, 1955; Р.Е. Матылянская ,1956) и даже величину размаха движений в суставах конечностей и позвоночника [2]. Большинство исследователей отмечают четко проявляющуюся связь между морфологическими признаками, показателями физических качеств и двигательной активностью. Установление закономерностей в процессе роста и формирования организма составляет одну из основных задач учения о физической подготовленности детей. Физическая подготовленность зависит от физического развития, и на оборот [3]. Целью данной работы было установление физического развития и физической подготовленности учащихся одной возрастной группы (11-12 лет), принадлежащих к разным социальным группам. Методы и материалы: Всего было обследовано 70 учащихся, среди которых 39 девочек и 31 мальчик в возрасте 11-12 лет. Этнический состав и той и другой группы однороден (все русские школьники Междуреченска). Были собраны данные о физическом развитии учащихся. Антропометрические данные (рост, вес) определялись согласно общепринятой в антропологии методики, а показатели физической подготовленности (бег 30 и 60 метров, вис и подъем туловища) выкопировывались из протокола сдачи нормативов президентских тестов. Обработка данных проводилась в соответствии с принятой биостатистикой [4]. Обсуждение Данные представлены в таблицах №1 и №2.
Таблица №1 Физическое развитие воспитанников Детского дома и лицеистов Признаки | Воспитанники Детского дома | Лицеисты | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Рост (см) | 148,67 ± 6,9 | 149,71 ± 5,58 | 149,3 ± 6,84 | 150,21 ± 4,53 | Вес (кг) | 37,25 ± 6,7 | 41,57 ± 6,45 | 39,03± 5,8 | 42,93 ± 4,43 | Таблица №2 Физическая подготовленность воспитанников Детского дома и лицеистов Признаки | Воспитанники Детского дома | Лицеисты | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Бег, 30 м (сек) | 5,48 | 5,32 | 5,25 | 5,44 | Бег, 60 м (сек) | 10,95 | 10,4 | - | - | Вис, (сек) | 62,12 | 55,4 | 56,75 | 44,8 | Поднятие туловища (раз) | 28,61 | 28,8 | 27,75 | 23,3 | Как видно из таблицы №1 воспитанники Детского дома несколько отстают в физическом развитии от лицеистов. Это прослеживается в обеих группах, независимо от пола. Однако, если по росту, различия в этих группах практически не отличаются (различия не достоверны по критерию Стьюдента), то по весу различия более значимы. Мальчики лицея более чем на 1,5 кг тяжелее мальчиков детского дома, а разница в группе девочек составляет несколько более 1 кг. Такие различия считаются не достоверными и можно считать, что их нет. В работе Солодухиной М. были установлены более значимые различия для мальчиков и девочек этих групп, но старшего возраста [5]. Возможно на уменьшения различий в антропометрических показателях сказалось некоторое улучшение рациона питания в столовой детского дома или особенности выборки, как со стороны воспитанников детского дома, так и со стороны лицеистов. На основании этого можно говорить о наличие несущественных различий в параметрах роста и веса обследованных, т.е. физическое развитие воспитанников детского дома и учащихся лицея находится на одном уровне. Анализ физической подготовленности обследованных, несколько иной. Из таблицы №2 видно, что физическая подготовленность участников групп имеет более значимые отличия. Так скоростные навыки (бег) у мальчиков детского дома менее выражены, чем у мальчиков лицея. При этом силовые качества (вис, поднимание туловища), напротив, развиты лучше. Более низкие результаты в скоростных реакциях может быть связано с неразвитостью отдельных групп мышц, а может быть как результат раннего привыкания к табакокурению и потреблении алкогольных напитков. Второстепенной причиной такого развития может быть и осложненная наследственность воспитанников детского дома. Решение этой ситуации нам видится в активизировании занятий физической культурой и спортом среди мальчиков. Уже сегодня им необходимо тренировать свой организм, необходимо готовиться к служению в будущем в рядах российской армии. В группе девочек, воспитанницы детского дома по всем показателям превышают уровень физической подготовленности лицеисток. Лучшая физическая подготовленность девочек детского дома может быть объяснена тем, что девочки более активно занимаются физической культурой, около 80% их постоянно посещают занятия различными секциями в спортивном зале школы, занимаются спортивными танцами. Только единицы их пробовали курить. Все это благоприятно сказывается на физической подготовленности девочек, воспитанниц детского дома. Девочки, учащиеся лицея больше времени проводят пассивно – готовят домашние задания, посещают музыкальную и художественную школы, а к занятиям физической культуры относятся как к обязанности: посещают только уроки физической культуры. Более низкая физическая подготовленность девочек лицея может быть и как следствие более высокой умственной нагрузки [6]. Выводы На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. Воспитанники детского дома и учащиеся лицея имеют примерно одинаковое физическое развитие. Незначительные отличия являются особенностями выборки. 2. По уровню физической подготовленности наблюдаются некоторые половые различия. Так у мальчиков, воспитанников детского дома, хуже развиты скоростные качества, чем у учащихся лицея. В группе девочек наблюдается явное преобладание уровня физической подготовленности воспитанниц детского дома, над таковым учениц лицея. 3. Всем учащимся необходимо больше внимание уделять физической подготовленности, как одной из сторон здорового образа жизни и подготовленности к будущей жизни. Использованная литература 1. Башкиров П.Н. Жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки и сила отдельных мышечных групп как признаки физического развития человека // Советская антропология, Отдельный оттиск, №1, 1958. 2. Лутовинова Н.Ю. Сравнительная характеристика отдельных групп спортсменов //Вопросы антропологии, №20, 1965. 3. Гладышева А.А., Чернов Ю.А. Сравнительная характеристика физического развития школьников и суворовцев //Вопросы антропологии, №47, 1974 4. Лакин Г.Ф.. Биометрия: Учеб.пособие для биологич.спец.вузов.- М.:Высшая школа, 1980 5. Солодухина М.Р. Особенности физического развития учащихся ЦО «Единство» // Биологические проблемы Верхнего Притомья. – Междуреченск-Барнаул, изд. Алтайского госуниверситета, 1997. 6. Кульпина Т.И., Батищева Н.А. и др. Анализ состояния здоровья учащихся городской школы. // Валеология, №2, 1997.
|