Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕСИИ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ И ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЗУЛЬТАТ. УЧЕБЫ

Печать E-mail
Автор Плешкова Н.В., Капранов А.В.   
03.07.2009 г.
Алтайский госуниверситет

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


Введение
В настоящее время в центре внимания находится проблема  агрессии. Большинство авторов рассматривают ее как дуалистический феномен [1,2]. Так Е.П. Ильин [1] выделяет позитивную агрессивность субъекта (напористость и неуступчивость), и негативную (вспыльчивость, мстительность, подозрительность и др.). Напористость и неуступчивость  необходимы для преодоления препятствий и для достижения практически любой цели. С этой точки зрения следует ожидать взаимосвязи позитивной агрессии с уровнем  мотивации, функциональной активацией организма и результативностью учебной деятельности. В литературе накоплены данные о различных видах агрессии, ее формировании и проявлениях, о ее половозрастных особенностях у городских школьников [1,3,4],  отсутствуют работы по сельским школьникам.  Целью  работы явилось изучение психофизиологических коррелятов агрессии и их взаимосвязей с результативностью учебной деятельности восьмиклассников сельской школы. Задачи: 1) изучение видов агрессии  сельских восьмиклассников; 2) оценка функциональной активации организма школьников при адаптации к напряженной умственной работе; 3) исследование взаимосвязей  видов агрессии и степени функциональной активации организма восьмиклассников,  объема и видов занятости,  уровня мотивации, результативности учебной деятельности.
Материалы и методы
Исследование проводилось в Березовской муниципальной средней школе Краснощековского района Алтайского края с участием  52 восьмиклассников обоих полов  в возрасте 13-14 лет. За 10-15 минут перед контрольной работой по алгебре оценивали:  артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), реактивную тревожность. АД оценивали по  Короткову, ЧСС -  пальпаторным методом [6]. Вычисляли пульсовое  (ПД) и среднединамическое давление (СДД), минутный объем кровотока (МОК), вегетативный индекс Кердо (ВИК) [6]. Через неделю  регистрировали перечисленные показатели в состоянии спокойной работы. Оценивали активацию системы гемодинамики восьмиклассников перед контрольной работой  по разнице (дельте) между систолическим (АДС), диастолическим (АДД), ПД, СДД, ЧСС, МОК перед контрольной работой и в состоянии спокойной работы.  
Помимо этого, определялись личностная  (ЛТ) и реактивная тревожность  (РТ) [7], виды агрессивности по методикам: Е.П. Ильина, П.А. Ковалева [1] и опроснику «Басса - Дарки» [8], мотивация достижения успеха и избегания неудач   по  Т. Элерсу [1], отмечали оценку по контрольной, объем и виды занятости (по анкете).
Результаты исследования и их обсуждение
Для восьмиклассников села  характерен нормальный индекс агрессивности 19,5 ± 1,4 (норма 21+4) и превышающий фактически в 2 раза норму индекс враждебности 12,4 ± 3,4 (норма 6,5-7+3).  Враждебность определяется как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Сумма баллов по шкалам обиды и подозрительности составляет индекс враждебности [8]. Известно, что для подростков значима референтная группа, она является ориентиром системы ценностей  и стереотипов поведения. К людям, не относящимся к реферерентной группе, подростки относятся настороженно, с подозрительностью [9], очевидно, поэтому у подростков наблюдается высокие значения индекса враждебности.
По данным Л.М. Семеннюка [10]  у городских восьмиклассников  наиболее выражены: негативизм, физическая и вербальная агрессия. Нашими исследованиями выявлено, что самые высокие показатели (по значениям выше среднего уровня) наблюдаются у сельских школьников по вспыльчивости (42%), физической агрессии (38%) и бескомпромиссности (36,5%); вербальной агрессии и негативизму соответствуют 7 и 11  место (18%  и  9%). Очевидно, это несовпадение данных объясняется тем, что родители 80  учащихся сельской школы занимаются физическим, неинтеллектуальным трудом. Их агрессия зачастую носит прямой, открытый характер. Вероятно, дети копировали наблюдаемое поведение родителей,  данные виды агрессии, и усваивали их  в результате социального научения.
При  адаптации к напряженной умственной работе у школьников наблюдалось увеличение АДC, АДД и СДД  (соответственно  на 7 ± 2,1 ;   4 ± 3,1 и  7 ± 2,4 мм. рт. ст.), ЧСС на 10 ± 8,5 уд./ мин, МОК на 370 ± 240 мл (p<0.05). По данным Б.М. Федорова [11] при решении трудных арифметических задач в условиях дефицита времени наиболее адаптивный вариант перестройки работы сердечно-сосудистой системы  характеризуется увеличением МОК,  ЧСС и АД. Таким образом, выявлен  наиболее адаптивный вариант изменения работы сердечно-сосудистой системы  у сельских восьмиклассников  при напряженной умственной работе, очевидно, вследствие довольно высокой их двигательной активности (24,2 5,7 часов в неделю).
Анализ структуры корреляционных связей психофизиологических показателей сельских школьников выявил коэффициент корреляции  положительного знака между мотивацией достижения успеха и неуступчивостью (r =0,49; р < 0,05) и опосредованную корреляционную связь того же знака мотивации достижения с  напористостью. По определению Е.П. Ильина [1] напористость и неуступчивость являются позитивной агрессивностью субъекта. Следовательно, чем больше школьник мотивирован на успех, тем выше у него позитивная агрессивность. Это позволяет добиваться более высоких результатов, что подтверждает обнаруженная опосредованная корреляция между мотивацией достижения  и полученной оценкой.
Мотивация достижения обнаружила положительную корреляционную связь с * СДД  (r =0,27; р < 0,05). Сталкиваясь с ситуацией нервно-психического напряжения, школьники, мотивированные на достижения успеха, реагируют большей активацией работы сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает более полноценное кровоснабжение органов, в частности, головного мозга [12].
Обнаружен коэффициент корреляции отрицательного знака между мотивацией избегания   и  ∆АДС, ∆АДД, ∆СДД и ∆ЧСС (r = -0.42; r =-0.34; r = -0.35; r = -0.28; p<0.05). Известно, что напряжение сердечно-сосудистой системы является индикатором возрастания учебной нагрузки и активации умственной работоспособности. Следовательно, у  восьмиклассников с выраженной мотивацией избегания,   наблюдается непродуктивная перестройка механизмов регулирования сердечной деятельности, что может негативно отразиться на результате  работы [13].
Обнаружена положительная корреляция подозрительности с мотивацией избегания  (r =0,49; р < 0,05), отрицательная - с полученной оценкой   (r =-0,28; р < 0,05) и c изменением ВИК  (r =-0,28; р < 0,05). Выявлена отрицательная корреляционная связь одинаковой силы полученной оценки за контрольную работу с негативизмом и индексом агрессивности (r =-0,28; р < 0,05). Найдена положительная корреляция   * МОК с  оценкой,    и отрицательная - с обидой (r =-0,27; р < 0,05).
У 23 восьмиклассников наблюдается повышенный уровень позитивной агрессивности (22 ± 5,7 балла)  - 1 группа,  29  школьников  обладают меньшей  выраженностью этого признака   - 2 группа (р < 0,05). Все исследуемые виды агрессии (негативная агрессивность, вспыльчивость, напористость, обида, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость, подозрительность,  физическая, вербальная, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, вина, индексы агрессивности и враждебности), мотивация достижения и избегания, ЛТ и РТ не различаются в сравниваемых группах (р > 0,05). Восьмиклассники с высоким показателем позитивной агрессивности тратят больше времени на подготовку домашнего задания (21,2±3,7), чем  школьники из группы с низкой позитивной агрессивностью (14,3±2,5) (р<0,05).
Было проанализировано процентное соотношение оценок за контрольную работу. Восьмиклассники с высоким уровнем позитивной агрессивности получили за контрольную работу – 60% - 5 и 4, 18% получили тройки и 22% двойки. В группе с низким уровнем позитивной агрессивности на долю 5 и 4 приходиться лишь 27%, 31% получили тройки и 42% -  неудовлетворительную оценку (р < 0,05).  Величина  изменений АДС, СДД, МОК, ВИК при адаптации восьмиклассников к условиям напряженной умственной работы в 1-й группе выше, чем у представителей  2-й группы  (р < 0,05).  Обобщая, следует отметить, что у школьников с более высокой позитивной агрессивностью имеет место и более сильная функциональная активация организма перед контрольной работой и выше качественная  успеваемость.
1.     Наиболее выраженными видами агрессии у сельских школьников являются вспыльчивость, подозрительность и физическая агрессия.
2.     При  напряженной умственной работе у восьмиклассников сельской школы имеет место наиболее адаптивный вариант функциональной активации сердечно-сосудистой системы. Этому благоприятствует высокая двигательная активность школьников.
3.     Высоким показателям результативности учебной деятельности соответствуют низкие показатели следующих видов агрессии: подозрительности, негативизма, обиды и индекса агрессивности.
4.       Мотивация достижения взаимосвязана с более высоким уровнем позитивной агрессивности и функциональной активации организма школьников, так же с  высокой оценкой, мотивация избегания - с низкой активацией и оценкой.
5.     У восьмиклассников сельской школы с высокими показателями позитивной агрессивности выше функциональная активация организма и уровень успеваемости. Они тратят больше времени на подготовку домашнего задания.
Список цитируемой литературы
1.    Ильин Е.П. Мотивация и мотив СПб.: Изд-во Питер, 2000. 420с.
2.     Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Просвещение, 1997. 300с.
3.    Беркович Л.М. Агрессия причины, последствия и контроль. М.: «Олма-пресс», 2001.  360с.
4.    Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Изд-во Педагогика, 1972.  128с.
5.    Блинова Н.Г., Игнашев Л.Н. и др. Практикум по психо-физиологической диагностике.  М.: Медицина, 2000.  300с.
6.     Вейн А.М., Соловьева А.Д. Лимбико-ретмкулярный комплекс и вегетативная регуляция. М., 1973.  260с.
7.    Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Самара: издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. 208с.
8.    Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина, т. 1, 2. М.: Изд-во Психология, 2000.  340с.
9.     Ливанова Е.А. Готовясь работать с подростками.  М.: Прогресс, 1993.  156с.
10.     Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции”, Москва, 1996.   С.  36-41.
11.     Федоров Б.М Стресс, кардиологические аспекты // Физиология человека. 1997.  Т.23. №2. С.17-22.
12.      Гринене Э., Вайткявичус Т. Напряжение сердечно-сосудистой системы под влиянием учебного процесса // Гигиена и санитария 1983. №10. С.33-36.

Последнее обновление ( 13.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99