Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Введение
В настоящее время в центре внимания находится проблема агрессии. Большинство авторов рассматривают ее как дуалистический феномен [1,2]. Так Е.П. Ильин [1] выделяет позитивную агрессивность субъекта (напористость и неуступчивость), и негативную (вспыльчивость, мстительность, подозрительность и др.). Напористость и неуступчивость необходимы для преодоления препятствий и для достижения практически любой цели. С этой точки зрения следует ожидать взаимосвязи позитивной агрессии с уровнем мотивации, функциональной активацией организма и результативностью учебной деятельности. В литературе накоплены данные о различных видах агрессии, ее формировании и проявлениях, о ее половозрастных особенностях у городских школьников [1,3,4], отсутствуют работы по сельским школьникам. Целью работы явилось изучение психофизиологических коррелятов агрессии и их взаимосвязей с результативностью учебной деятельности восьмиклассников сельской школы. Задачи: 1) изучение видов агрессии сельских восьмиклассников; 2) оценка функциональной активации организма школьников при адаптации к напряженной умственной работе; 3) исследование взаимосвязей видов агрессии и степени функциональной активации организма восьмиклассников, объема и видов занятости, уровня мотивации, результативности учебной деятельности.
Материалы и методы
Исследование проводилось в Березовской муниципальной средней школе Краснощековского района Алтайского края с участием 52 восьмиклассников обоих полов в возрасте 13-14 лет. За 10-15 минут перед контрольной работой по алгебре оценивали: артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), реактивную тревожность. АД оценивали по Короткову, ЧСС - пальпаторным методом [6]. Вычисляли пульсовое (ПД) и среднединамическое давление (СДД), минутный объем кровотока (МОК), вегетативный индекс Кердо (ВИК) [6]. Через неделю регистрировали перечисленные показатели в состоянии спокойной работы. Оценивали активацию системы гемодинамики восьмиклассников перед контрольной работой по разнице (дельте) между систолическим (АДС), диастолическим (АДД), ПД, СДД, ЧСС, МОК перед контрольной работой и в состоянии спокойной работы.
Помимо этого, определялись личностная (ЛТ) и реактивная тревожность (РТ) [7], виды агрессивности по методикам: Е.П. Ильина, П.А. Ковалева [1] и опроснику «Басса - Дарки» [8], мотивация достижения успеха и избегания неудач по Т. Элерсу [1], отмечали оценку по контрольной, объем и виды занятости (по анкете).
Результаты исследования и их обсуждение
Для восьмиклассников села характерен нормальный индекс агрессивности 19,5 ± 1,4 (норма 21+4) и превышающий фактически в 2 раза норму индекс враждебности 12,4 ± 3,4 (норма 6,5-7+3). Враждебность определяется как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Сумма баллов по шкалам обиды и подозрительности составляет индекс враждебности [8]. Известно, что для подростков значима референтная группа, она является ориентиром системы ценностей и стереотипов поведения. К людям, не относящимся к реферерентной группе, подростки относятся настороженно, с подозрительностью [9], очевидно, поэтому у подростков наблюдается высокие значения индекса враждебности.
По данным Л.М. Семеннюка [10] у городских восьмиклассников наиболее выражены: негативизм, физическая и вербальная агрессия. Нашими исследованиями выявлено, что самые высокие показатели (по значениям выше среднего уровня) наблюдаются у сельских школьников по вспыльчивости (42%), физической агрессии (38%) и бескомпромиссности (36,5%); вербальной агрессии и негативизму соответствуют 7 и 11 место (18% и 9%). Очевидно, это несовпадение данных объясняется тем, что родители 80 учащихся сельской школы занимаются физическим, неинтеллектуальным трудом. Их агрессия зачастую носит прямой, открытый характер. Вероятно, дети копировали наблюдаемое поведение родителей, данные виды агрессии, и усваивали их в результате социального научения.
При адаптации к напряженной умственной работе у школьников наблюдалось увеличение АДC, АДД и СДД (соответственно на 7 ± 2,1 ; 4 ± 3,1 и 7 ± 2,4 мм. рт. ст.), ЧСС на 10 ± 8,5 уд./ мин, МОК на 370 ± 240 мл (p<0.05). По данным Б.М. Федорова [11] при решении трудных арифметических задач в условиях дефицита времени наиболее адаптивный вариант перестройки работы сердечно-сосудистой системы характеризуется увеличением МОК, ЧСС и АД. Таким образом, выявлен наиболее адаптивный вариант изменения работы сердечно-сосудистой системы у сельских восьмиклассников при напряженной умственной работе, очевидно, вследствие довольно высокой их двигательной активности (24,2 5,7 часов в неделю).
Анализ структуры корреляционных связей психофизиологических показателей сельских школьников выявил коэффициент корреляции положительного знака между мотивацией достижения успеха и неуступчивостью (r =0,49; р < 0,05) и опосредованную корреляционную связь того же знака мотивации достижения с напористостью. По определению Е.П. Ильина [1] напористость и неуступчивость являются позитивной агрессивностью субъекта. Следовательно, чем больше школьник мотивирован на успех, тем выше у него позитивная агрессивность. Это позволяет добиваться более высоких результатов, что подтверждает обнаруженная опосредованная корреляция между мотивацией достижения и полученной оценкой.
Мотивация достижения обнаружила положительную корреляционную связь с * СДД (r =0,27; р < 0,05). Сталкиваясь с ситуацией нервно-психического напряжения, школьники, мотивированные на достижения успеха, реагируют большей активацией работы сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает более полноценное кровоснабжение органов, в частности, головного мозга [12].
Обнаружен коэффициент корреляции отрицательного знака между мотивацией избегания и ∆АДС, ∆АДД, ∆СДД и ∆ЧСС (r = -0.42; r =-0.34; r = -0.35; r = -0.28; p<0.05). Известно, что напряжение сердечно-сосудистой системы является индикатором возрастания учебной нагрузки и активации умственной работоспособности. Следовательно, у восьмиклассников с выраженной мотивацией избегания, наблюдается непродуктивная перестройка механизмов регулирования сердечной деятельности, что может негативно отразиться на результате работы [13].
Обнаружена положительная корреляция подозрительности с мотивацией избегания (r =0,49; р < 0,05), отрицательная - с полученной оценкой (r =-0,28; р < 0,05) и c изменением ВИК (r =-0,28; р < 0,05). Выявлена отрицательная корреляционная связь одинаковой силы полученной оценки за контрольную работу с негативизмом и индексом агрессивности (r =-0,28; р < 0,05). Найдена положительная корреляция * МОК с оценкой, и отрицательная - с обидой (r =-0,27; р < 0,05).
У 23 восьмиклассников наблюдается повышенный уровень позитивной агрессивности (22 ± 5,7 балла) - 1 группа, 29 школьников обладают меньшей выраженностью этого признака - 2 группа (р < 0,05). Все исследуемые виды агрессии (негативная агрессивность, вспыльчивость, напористость, обида, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость, подозрительность, физическая, вербальная, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, вина, индексы агрессивности и враждебности), мотивация достижения и избегания, ЛТ и РТ не различаются в сравниваемых группах (р > 0,05). Восьмиклассники с высоким показателем позитивной агрессивности тратят больше времени на подготовку домашнего задания (21,2±3,7), чем школьники из группы с низкой позитивной агрессивностью (14,3±2,5) (р<0,05).
Было проанализировано процентное соотношение оценок за контрольную работу. Восьмиклассники с высоким уровнем позитивной агрессивности получили за контрольную работу – 60% - 5 и 4, 18% получили тройки и 22% двойки. В группе с низким уровнем позитивной агрессивности на долю 5 и 4 приходиться лишь 27%, 31% получили тройки и 42% - неудовлетворительную оценку (р < 0,05). Величина изменений АДС, СДД, МОК, ВИК при адаптации восьмиклассников к условиям напряженной умственной работы в 1-й группе выше, чем у представителей 2-й группы (р < 0,05). Обобщая, следует отметить, что у школьников с более высокой позитивной агрессивностью имеет место и более сильная функциональная активация организма перед контрольной работой и выше качественная успеваемость.
1. Наиболее выраженными видами агрессии у сельских школьников являются вспыльчивость, подозрительность и физическая агрессия.
2. При напряженной умственной работе у восьмиклассников сельской школы имеет место наиболее адаптивный вариант функциональной активации сердечно-сосудистой системы. Этому благоприятствует высокая двигательная активность школьников.
3. Высоким показателям результативности учебной деятельности соответствуют низкие показатели следующих видов агрессии: подозрительности, негативизма, обиды и индекса агрессивности.
4. Мотивация достижения взаимосвязана с более высоким уровнем позитивной агрессивности и функциональной активации организма школьников, так же с высокой оценкой, мотивация избегания - с низкой активацией и оценкой.
5. У восьмиклассников сельской школы с высокими показателями позитивной агрессивности выше функциональная активация организма и уровень успеваемости. Они тратят больше времени на подготовку домашнего задания.
Список цитируемой литературы
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотив СПб.: Изд-во Питер, 2000. 420с.
2. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Просвещение, 1997. 300с.
3. Беркович Л.М. Агрессия причины, последствия и контроль. М.: «Олма-пресс», 2001. 360с.
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Изд-во Педагогика, 1972. 128с.
5. Блинова Н.Г., Игнашев Л.Н. и др. Практикум по психо-физиологической диагностике. М.: Медицина, 2000. 300с.
6. Вейн А.М., Соловьева А.Д. Лимбико-ретмкулярный комплекс и вегетативная регуляция. М., 1973. 260с.
7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Самара: издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. 208с.
8. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина, т. 1, 2. М.: Изд-во Психология, 2000. 340с.
9. Ливанова Е.А. Готовясь работать с подростками. М.: Прогресс, 1993. 156с.
10. Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции”, Москва, 1996. С. 36-41.
11. Федоров Б.М Стресс, кардиологические аспекты // Физиология человека. 1997. Т.23. №2. С.17-22.
12. Гринене Э., Вайткявичус Т. Напряжение сердечно-сосудистой системы под влиянием учебного процесса // Гигиена и санитария 1983. №10. С.33-36.