Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра клинической психологии и психотерапии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2010 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,4 мб)
В настоящее время накоплен достаточный опыт в проведении реабилитации детей и взрослых с нарушением интеллекта, хотя продолжаются исследования и поиск наиболее подходящих способов психотерапевтического и педагогического вмешательства у данной категории больных. Наиболее важным условием успешной реабилитации умственно отсталых пациентов является раннее выявление расстройства, детализация когнитивных и нейропсихологических нарушений, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-психологической помощи [3].
Целью работы было разработать программу вмешательств при умственной отсталости у взрослых пациентов в зависимости от нейропсихологического синдрома, что позволяет осуществить качественную диагностику нарушений высших психических функций (ВПФ).
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи: выделить нейропсихологические синдромы у пациентов с умственной отсталостью и подобрать соответствующие нейропсихологическим синдромам психотерапевтические вмешательства.
Материал и методы: Применялись следующие методы исследования: 1) батарея нейропсихологических тестов; 2) метод синдромного анализа нарушений высших психических функций, разработанный А.Р.Лурия; 3) клиническое интервью; 4) оценка эффективности психотерапевтических вмешательств; 5) методы статистической обработки: программа STATISTICA 6.0 – U-критерий Манна-Уитни.
Проведено нейропсихологическое обследование 43 пациентов в возрасте 20-25 лет (средний возраст 23 года) с диагнозом умственная отсталость легкой и умеренной степени тяжести мужского пола. Пациенты были разделены на группы в соответствии с нейропсихологическими синдромами (НПС): 1 - пациенты с поражением лобных и височных отделов коры головного мозга , 2 - с поражением лобных и теменно-затылочных отделов, 3 – с поражением лобных и височных отделов левого полушария коры головного мозга.
По данным нашего исследования у 1-й группы пациентов обнаружено преимущественное нарушение внимания, памяти и мышления. Данную группу составили 20 % испытуемых. У 2-й группы пациентов кроме нарушений внимания, памяти и мышления обнаруживались нарушения счёта, письма, чтения. В данную группу вошли 50 % испытуемых. У 3-й группы пациентов на первый план выступали нарушения речи наряду с нарушениями внимания, памяти и мышления. Данную группу составили 30 % испытуемых. В каждой группе пациентов в зависимости от НПС оценивалась степень нарушения ВПФ.
Далее для оценки эффективности психотерапевтических вмешательств участвовали пациенты с легкой степенью умственной отсталости (32 пациента) мужского пола.
Были осуществлены преимущественно бихевиоральные психотерапевтические вмешательства, направленные на стимуляцию памяти, обучение стратегиям преодоления при решении когнитивных задач и оптимизацию процесса мышления в количестве 10 тренингов в сочетании с терапией, ориентированной на отношения психотерапевт-пациент, в которой в качестве техник использовалось эмпатическое выслушивание, отражение [1, 2].
Для оценки эффективности терапии исследовались вышеуказанные группы пациентов до и после проведения психотерапевтических вмешательств (оценка ВПФ до лечения служила контролем по отношению к оценке после лечения). Оценивались различия по каждому процессу отдельно в каждой группе пациентов. Ниже приведены данные об эффективности лечения только в отношении тех НПС, где наблюдались статистически достоверные различия до и после лечения.
Результаты: В группе пациентов с первым НПС обнаружены статистически значимое уменьшение пациентов со средней степенью нарушений внимания и соответственно увеличение пациентов с легкими нарушениями внимания до и после проведения психотерапевтических вмешательств (15,83% и 26,31% соответственно; р=0,02), то есть можно констатировать, что применение данных методов интервенции вполне целесообразно для пациентов с умственной отсталостью.
Группа пациентов со вторым НПС, с поражением лобных и височных отделов (с признаками нарушения речи наряду с нарушениями внимания, памяти и мышления) менее успешно, чем первая группа, выполняла задания, требующие участия речи, у них наблюдалась низкая мотивация к выполнению заданий, но в процессе беседы с помощью техник терапии, ориентированной на отношения, эта группа была вовлечена в бихевиоральный тренинг. После проведения психотерапевтических вмешательств достоверно увеличилось количество пациентов с более легкими нарушениями речи (до лечения 16,72%, после 33,32%; р=0,02). В то же время эти пациенты достаточно быстро и успешно справлялись с заданиями на ранжирование и классификацию предметов.
В группе пациентов с третьим НПС с поражением височных отделов левого полушария, лобных и теменных областей коры головного мозга (в клинической картине кроме нарушений внимания, памяти и мышления обнаруживались нарушения счёта, письма, чтения и речи) после проведения вмешательств отмечалось достоверное увеличение пациентов с более легкими нарушениями памяти (до лечения 25%, после 37,53%, р=0,05).
Выводы: Таким образом, по данным нейропсихологического исследования группа пациентов с умственной отсталостью не является однородной. У них выявлены следующие нейропсихологические синдромы: 1) поражение лобных и височных отделов коры головного мозга (20%), 2) поражение лобных и теменно-затылочных отделов (50%), 3) поражение лобных и височных отделов левого полушария коры головного мозга (30%).
При проведении бихевиоральных методов, направленных на стимуляцию памяти, обучение пациентов стратегии преодоления когнитивных задач и оптимизацию процесса мышления, в сочетании с ориентированными на отношения между клиентом и психотерапевтом методами психологических вмешательств у пациентов с умственной отсталостью доказана их эффективность в отношении некоторых ВПФ. Данные оценки эффективности терапии варьировали в зависимости от НПС. Комбинация выбранных в данном исследовании методов является более эффективной, чем изолированное использование только бихевиоральных тренингов для оптимизации функционирования некоторых нарушенных ВПФ у пациентов с умственной отсталостью. Поскольку вмешательства осуществлялись на взрослых пациентах с умственной отсталостью, можно предполагать, что долговременные (на постоянной основе) психотерапевтические вмешательства целесообразны для этой категории пациентов.
Список литературы:
1. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб. : Питер, 2003. – 1312 с.
2. Основы клинической и консультативной психологии / под ред. Дж. Тодда, А. К. Богарта. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 768 с.
3. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и ин¬теллектуальная деятельность / Л. С. Цветкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 384 с.
|
Комментарии
2010-05-2815:32:53 У моего мужа явно ум. отсталость с поражением лобных и височных отделов (с признаками нарушения речи наряду с нарушениями внимания, памяти и мышления). Всё давно говорят, что он странный, но мать его не хочет и не хотела в детстве огласки, поэтому всё очень запущено. Что делать?