Сургутский государственный университет ХМАО – Югры
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (15 мб)
Современное общество выдвинуло новые требования к образовательному процессу, основным из которых является необходимость связать обучение с жизнью в условиях рыночных отношений. В связи с этим в современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего и высшего образования и развитием новых педагогических компетенций.
Экологическое образование является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования, и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. В государственных документах отмечается, что будущее России опреде¬ляется профессионализмом, компетентностью, мобильностью молодых специалистов, умением эффективно работать на уровне мировых стандартов, современным мышлением, способностью нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающей среды.
Это позволяет обозначить проблему поиска путей и условий формирования экологической готовности студентов всех специальностей, которая обеспечит не только эффективное изучение экологических дисциплин и предметную экологизацию учебных курсов, но и целесообразную коллективную работу педагогов отдельного образовательного учреждения по формированию экологизированной образовательной среды и эффективной ее реализации.
Однако данная проблема в вузах рассматривается лишь как общая или специальная экологическая или эколого-биологическая подготовка учителей биологии. Более того, в государственных образовательных стандартах вузов, для студентов небиологических специальностей биоэкологическая составляющая нацелена, прежде всего, на классическую биологию, экологию и поэтому не предусматривает изучение и формирование искусственных сред и процессов, к которым относятся образовательная среда и образовательный процесс. Наличие большого количества образовательных программ, учебников, методических пособий по экологическому образованию студентов не приносят ощутимых результатов по формированию экологической готовности студентов, которая позволит обеспечить сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья под¬растающего поколения и сделать образование здоровьесберегающим.
Названные выше актуальные проблемы относятся к общему образованию и являются поэтому внешними по отношению к экологическому образованию, которое обращено, прежде всего, к средовой и процессуальной составляющим образования вообще. Разработкой проблем экологического образования занимались многие отечественные и зарубежные ученые (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, О.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.), которые особо подчеркивали, что нельзя сводить содержание экологического образования к традиционным образовательным областям, к существующим учебным предметам.
Более полный анализ проблемы, выполненный нами в аспекте сравнения целевых установок модернизации образования с возможностями биологической и экологической составляющих его, высвечивает внутренние проблемы экологического образования, и одновременно обозначает степень их разработанности.
Современное биологическое образование, включающее в себя классическую часть экологии, рассматривается, как правило, в качестве предметной области общего образования, хотя задачи глубинной модернизации его переводят экологическое образование из предметной в область одного из важнейших видов образования, определяющих характер образовательной среды и образовательного процесса (И.Д. Зверев, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс и др.).
Модернизируя экологическое образование в связи с эффективным формированием здоровьесберегающей образовательной среды и природосообразного образовательного процесса, необходимо иметь в виду классическую экологию, обращенную к изучению природных систем, и современную экологию человека, человековедение, валеологию, которые изучают искусственные, антропогенные системы типа образовательной среды [1-3].
В процессе изучения экологической, психолого-педагогической литературы особое внимание уделено анализу понятия "экологическое образование" [4,5], что позволило определиться с собственным пониманием его как процесса формирования экологической личности, как носителя экологической культуры, характерной для определенного общества как системы духовного и практического опыта взаимоотношений человека с природой, окружающей средой, которые собственно и обеспечивают его выживание и развитие, а также становление всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей его средой. Такая целевая установка экологического образования обеспечивает ученикам формирование на основе образовательной среды адаптивных возможностей, ориентированных на физическое, духовное и социальное благополучие, т.е. на формирование развития и укрепление их здоровья.
Таким образом, экологическое образование соотносится не столько с предметной областью, сколько с одним из видов общего и профессионально-педагогического образования. Именно такой подход позволяет сущностно связывать сугубо экологический аспект взаимоотношений организма или групп организмов с окружающей средой и образовательный их аспект, направленный на формирование названных взаимоотношений. Для живых биологических организмов это фундаментальное качество имеет естественный природный характер, а для биосоциальных организмов, к которым относится человек, процесс формирования этих взаимоотношений приобретает антропогенные, т.е. искусственные, природосообразные качества. Таким образом, необходимо ставить задачу создания образовательной среды на основе оптимальной совокупности энвайронментологических принципов средовости и образовательного процесса - как экологизированного субъект-субъектного явления.
Родо-видовой анализ понятий «экология», «подготовка», «готовность», «среда», «здоровье» позволил выявить сущность и содержание понятия "формирование экологической готовности студентов к созданию образовательной среды ".
Имеет смысл трактовать подготовку как собственно процесс, подготовленность – как степень выучки, а готовность – либо как результат подготовки, либо осознанную необходимость, желание к педагогической деятельности.
Если под средой, окружающей средой некоторого организма, понимать совокупность всех факторов, прямо или косвенно взаимодействующих с организмом, то выбрав в этой среде характерные факторы (экологические, образовательные, биотические, абиотические, культурные и т.д.), мы можем определить соответствующим образом и тип окружающей среды.
Таким образом, под образовательной средой следует понимать совокупность образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на субъект образования в режиме обучения, воспитания и развития, т.к. в учебно-воспитательном процессе при подготовке будущего учителя образовательная деятельность является основной.
Библографический список
1. Моисеев, Н.Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 200 с.
2. Реймерс, Н.Ф. Экологизация: введение в экологическую проблематику / Н.Ф. Реймерс. – М.: Изд-во РОУ, 1994. – 102 с.
3. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография [Текст]. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. - 322 с.
4. Захлебный, А.Н. Каким быть экологическому образованию в российской школе / А.Н. Захлебный // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. № 3,5. – С. 18.
5. Суравегина, И.Т. Почему необходима экологизация общеобразовательной школы / И.Т. Суравегина // Экологическое образование. – 2000. - № 1. – С. 13.
|
Комментарии
2011-03-0623:48:05 Почему именно в данный момент так сильно подняли вопрос экологии?