Авторы: Семенников В.И., Семенникова Н.В., Гатальская И.Ю., Тактак М., Тейтельбаум Ю.В.
Алтайский государственный медицинский университет, г.Барнаул
Сибирский государственный медицинский университет, г.Томск
В настоящее время быстро увеличивается поток информации в медицине, разрабатываются новые подходы в диагностике и лечении заболеваний человека, в оценке его здоровья, наблюдается выраженная тенденция гуманизации мышления. Развиваются тенденции в целях и задачах образования, описанные в конце ХХ века Вербицким А.А. Их использование в педагогической деятельности на современном этапе позволяет обеспечить высокую эффективность труда преподавателя при усвоении обучающимися передаваемых им знаний и умений, формировании личности врача. Поэтому на этапе постдипломного образования мы ставим задачу не только передать знания и умения передовых технологий современной стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, но и сформировать в специалисте интеллектуальные, поведенческие качества, что позволит им проводить рациональные мероприятия в различных ситуациях.
Свою педагогическую деятельность стремимся выполнять в соответствии с современными тенденциями, являющимися базой отдельных положений учебной работы кафедры хирургической стоматологии. Обычно каждый цикл начинается с индивидуального входного контроля знаний, позволяющего установить уровень профессиональных знаний и клинического мышления. На основании полученных результатов проводится корректировка учебного плана и расстановка акцентов на проблемных направлениях стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. На лекциях, семинарах и практических занятиях при активном использовании личного опыта курсантов происходит его соотношение с современными теоретическими концепциями, моделируются диагностические и лечебно-профилактические ситуации. Это и является основой контекстного обучения, суть которого состоит в том, что информация представляется в виде монографий, собственных методических разработок, учебной литературы. Далее на основе содержащейся в них информации и ситуаций из личного опыта преподавателей и курсантов составляются задачи, задающие контекст профессиональной деятельности. Таким образом, практика курсанта и современные теоретические знания позволят соединить воедино и обеспечить более высокий уровень профессионала. При этом компьютеризация обучения существенно позволяет усилить интеллектуальную деятельность обучающихся. Естественно, что необходим переход от «школы воспроизведения» к «школе понимания и мышления».
Это достигается переходом от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного исследования, самостоятельности обучения. Следует отметить, что в процессе усвоения знаний и умений активизируется стремление курсантов осознать, а не заучить, законы и закономерности, формирующие эти знания и умения. Направление программированного обучения проводится как линейное - материал дается дозированно - шаг за шагом, а пробелы заполняются самими обучающимися, что способствует повышению интереса курсантов; либо как разветвленное – обсуждение вариабельности выбора шага, а при неправильном шаге - возвращение к исходному варианту. При этом выявление причин ошибочных шагов является основной ценностью данной методики. Для создания оптимальных психолого - дидактических условий нами применяется известный переход от жестко регламентированных методов организации учебного процесса к активирующим, развивающим, интенсифицирующим, игровым. Примером этого является деловая игра, в которой моделируются все виды профессиональной работы. Эта методика обучения многовариантна и создает простор для педагога и значительно повышает познавательный процесс у обучающихся.
Нет сомнения в том, что необходимо акцентировать внимание на организации взаимодействия как форме коллективной совместной деятельности между курсантом и преподавателем, курсантами между собой. Развитие этого направления связано с внедрением психологических методик формирования мотивации к обучению, развития профессионального общения с пациентами, родственниками больного, общения с коллегами, определения критериев личностного роста курсанта.
Итоги обучения подводятся на основании регистрации уровня усвоения профессиональных знаний с помощью компьютерных программ, сформированности познавательных процессов, личностных качеств курсанта на основе итогового личного собеседования профессора с курсантом, позволяющего выявить его самостоятельность, активность и критичность мышления в сопоставлении с данными, представленными ассистентами, результатами учебной деятельности курсанта в течение цикла. Таким образом, используемая методика позволяет осуществить профессиональную и социальную подготовку специалистов на должном уровне.
|
Комментарии
2011-06-0808:00:04 Отлично сказано! А как это делается?
2011-06-0816:27:23 Спасибо за внимание.Делается так:даю видеоматериал по теме и прошу его прокомментировать.Сразу видно,насколько теория и практика сочетается в специалисте.Выясняем пути оптимального решения задачи на настоящем уровне стоматологии и члх.Оказывается,что доктор не в курсе последних событий в этой области,показывею,даю отдаленные результаты,прииглашая пациентов с рассматриваемой проблемой.