Ростовский государственный медицинский университет (г.Ростов-на-Дону)
Адаптивные свойства организма определяются рядом причин. Исходным является генотип, комплекс наследственных признаков. В процессе жизни и взаимодействия со средой вырабатываются индивидуальные фенотипические признаки в пределах нормы реакции. В значительной мере адаптация к природной и, особенно, социальной среде зависит от сочетания резервных возможностей организма к функциональным перестройкам, социального положения человека в обществе и формы поведения, определяющейся интеллектуальным и духовным состоянием человека. Гибкость поведения и способность к созданию искусственной среды, изолирующей от воздействия негативных факторов, у человека выражена гораздо сильнее, чем у других обитателей планеты и отличает его от последних, что обусловлено особенностью ВНД человека и функциональным взаимодействием коры больших полушарий и подкорковыми структурами мозга.
Целью настоящего исследование адаптационного потенциала студентов первого курса с разным вегетативным статусом. Оценить состояние здоровья студентов. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации. Предполагается, что изучение проблемы адаптации подростков к учебным, социально природным и техногенным нагрузкам, даст преподавателю индивидуальный подход к занимающимся студентам.
На основании изложенного выше в настоящей работе изучали адаптационный резерв ЦНС у студентов 1 курса РостГМУ с разным вегетативным тонусом. Для решения данных задач были обследованы студенческие группы в возрасте 17 – 20 лет. Вегетативный тонус определяли методом теппинг теста для оценки состояния нервной системы (силы – слабости). Освещена роль нервной, эндокринной, сердечно - сосудистой и респираторной систем в регуляции обменных процессов. Силу нервных процессов определяли методом теппинг теста. Тестирование проводили в течение месяца. По графику теппинг – теста определяли силу и устойчивость нервных процессов. В обследовании приняли участие 25 студентов, из них с ваготоническим типом (ВТ) - 9 человек, с симпатотоническим (СТ) - 2 и нормотоническим (НТ) – 14. Тип вегетативной регуляции определяли с помощью дермографической пробы.
В процессе исследования были использован метод диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) и оценка личностной и ситуационной тревожности по Ч. Д. Спилбергеру. Далее полученные данные подверглись корреляционному анализу.
Активность организма до и после занятий различна и крайне вариабельна: у некоторых она повышается, у других – понижается, а может и держаться на одном уровне.
По результатам теппинг теста выяснено, что:
• Ваготоники имеют низкую начальную активность, но она может сохраняться на стабильном уровне.
• Нормотоники имеют достаточно высокую активность, которая со временем снижается.
• Симпатотоники имеют среднюю начальную активность, которая со временем повышается.
• У вагототоников выявлена среднеслабая нервная система, у нормотоников – средней силы, у симпатотоников – слабой силы.
• Был проведен корреляционный анализ между различными показателями САН и уровнем тревожности. В ходе анализа были выявлены коэффициенты корреляции для различных показателей САН. Объем выборки 25. Коэффициент корреляции для показателя «самочувствие» равен -0,7002011, для «активность» равен -0,28074145, для «настроение» равен -0,05827503.
Следовательно, ваготоники приспособлены к длительным, но небольшим нагрузкам; нормотоники – коротким, но импульсивным нагрузкам; симпатотоники – к очень коротким и очень импульсивным вследствие быстрого утомления.
По коэффициентам корреляции можно сделать вывод о том, что наибольшая связь наблюдается между уровнем тревожности и показателем САН «самочувствие». Связь отрицательная, заметная (r = -0,7002011). Также можно наблюдать, что при уменьшении показателя «самочувствие» происходит увеличение уровня тревожности.
Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма – эту цель должны ставить перед собой студенты. Наиболее эффективным средством повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным влиянием среды являются режим дня, регулярные занятия физической культурой и закаливание.
|
Комментарии
2011-06-1106:30:45 С интересом прочитала статью. Пожалуйста, поясните вывод, что симпатотоники приспособлены к очень коротким и импульсивным нагрузкам; почему, если их средняя начальная активность со временем повышается?
И еще, определялись коэффициенты парной или множественной корреляции?
2011-10-1017:26:55 Здравствуйте! Интересная работа! Меня также интересует вопрос по поводу корреляций заданный Аллой Израилевной. Учитывали ли Вы половой состав групп наблюдения? Не ститаете ли Вы что объем выборки в 25 человек довольно мал для оценки достоверности полученных результатов? Почему на выполнялся стандартный статистически анализ?
Спасибо.