Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 2-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №3"
Скачать сборник целиком можно ЗДЕСЬ
Тверской государственный университет (г. Тверь)
Здоровье человека на протяжении жизни формируется в зависимости от его возрастных особенностей и форм взаимодействия организма со средой, в том числе производственной. Безусловно, по мере возраста функциональные возможности организма снижаются, однако скорость данного регресса у разных людей различна в зависимости от врожденных данных, условий труда и образа жизни. Это происходит по-разному и в различных системах организма, особенно если они перегружены сверх физиологически обусловленных порогов. Требования же условий конкретного труда могут сильно отличаться от требований «обычной жизни», в результате чего была выдвинута концепция «профессионального здоровья» [В.А. Понаморенко,
А.Н. Разумов, 1997]. В физиологии труда понятие профессионального здоровья рассматривается как структурный комплекс, охватывающий физический, психический и социальный статус организма и личности человека. В интегративном варианте профессиональное здоровье – это способность человеческого организма сохранять заданные компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие работоспособность в условиях его профессиональной деятельности. С точки зрения современной валеологии профессиональное здоровье есть нормативное гомеостатическое состояние психофизиологических и психосоциальных параметров и функций, свойств и качеств, позволяющих человеку эффективно решать задачи своей профессии.
В рамках данной концепции нами рассмотрен труд преподавателей вуза, который характеризуется высокой степенью ответственности, большим объемом и неравномерностью поступления информации, дефицитом двигательной активности и в ряде случаев его нерациональной организацией. Осуществлен подбор адекватных методик, которые дают количественную оценку соматических и вегетативных функций. Однако требует уточнения использование тех или иных показателей и методов исследования для оценки функционального состояния преподавателей вуза. Актуальными являются вопросы диагностики профессионального здоровья преподавателей вуза, которые имеют не только клиническое и физиолого-гигиеническое, но и социально-экономическое и профессиональное значение.
В связи с этим целью исследований явилось разработка системы позитивной коррекции биологического возраста и физиологической стоимости труда преподавателей вуза.
Для этого был проведен комплекс экспериментальных исследований с участием в качестве испытуемых 271 преподавателя Тверского государственного университета 20 – 79 лет обоих полов. В основу взята возрастная дифференциация испытуемых, хотя полученные результаты могут быть обусловлены профессиональным стажем испытуемых [О.О. Копкарева, 1999]. Исследования включали изучение нервно-мышечной системы рук как наиболее задействованной в сенсорно-моторной работе преподавателя. Обследована ортостатическая устойчивость как важный показатель возрастной динамики. Определялось время задержки дыхания в качестве показателя, в равной степени характеризующего как моторные, так и вегетативные функции дыхания. Особое внимание уделено исследованию умственной работоспособности испытуемых и функциям сердечно-сосудистой системы, а также обследованию кровеносных сосудов головы. Для адекватной оценки вариабельности функций сердца и сосудов головы, а также предсказания поведения нелинейных систем в изменяющихся условиях использованы методы фазовых портретов, спектрального и фрактального анализа. Использование комплексных исследований позволяет применять расчетные интегральные методики, касающиеся в основном данных умственной работоспособности и оценки функционального состояния организма испытуемых.
На основании ряда лабораторных и натурных экспериментов, нами получены следующие данные о функциональном состоянии и здоровье преподавателей вуза.
О возрастном снижении функциональных резервов организма свидетельствует обратная зависимость от возраста результатов проб Штанге (Р<0,01) и статической балансировки на левой ноге (Р<0,01). Время статической балансировки в младших подгруппах, как у мужчин, так и у женщин достаточно широко варьирует, что,
по всей вероятности, связано с разнообразием состояния двигательных возможностей до 45 лет [О.О. Копкарева, 1999; О.В. Шверина, 2007]. В старших группах время этой пробы, по сравнению с таковым в группах молодых испытуемых, более стабильно, хотя существенно меньше, что может быть расценено как своеобразный «пресбиостазис». Среди антропометрических показателей с возрастом отрицательно коррелирует рост, закономерно снижаясь, особенно у женщин (Р<0,01). О снижении тонуса симпатической нервной системы в регуляции сердечной деятельности с возрастом можно судить по отрицательной зависимости возраста с частотой сердечных сокращений (Р<0,01) и вегетативным показателем ритма сердца (Р<0,01).
Существенный интерес представляют интегративные характеристики состояния регуляторных механизмов ряда физиологических систем и, следовательно, физиологическая стоимость исследуемой профессиональной деятельности. Например, по данным вегетативного индекса Кердо обнаруживается линейное снижение активности симпатической нервной системы до так называемого «критического» возрастного периода преподавателей (40 – 45 лет) и далее. Аналогичная возрастная динамика функционального состояния организма демонстрируется и другим интегративным показателем – индексом функциональных изменений, регрессионная диаграмма которого также проходит через «линию пересечения», охватывающую период 40 – 45 лет преподавательского возраста.
В результате создается представление о том, что дальнейшее сохранение интеллектуальных возможностей и творческих способностей преподавателей вуза осуществляется на фоне негативизации функционального состояния организма и ослабления их здоровья. Таким образом, поддержание профессионального уровня интеллектуального труда преподавателей вуза после 45 – 50 лет связано с ростом напряжения регуляторных механизмов и соответственно с повышением физиологической стоимости трудового процесса, что подтверждается возможностью прогнозируемого распределения испытуемых по соответствующим диспансерным группам [А.П. Берсенева, 1998]. При умственном и эмоциональном напряжении часто происходит нарушение сбалансированного взаимодействия моторных и вегетативных функций как результат того, что под влиянием биологических и семантически значимых (информация) факторов в условиях трудовой деятельности снижается эффективность саморегулирующих механизмов (утомление). Подтверждением служат наблюдаемые нами изменения мимики, речи, жестов, двигательных актов преподавателя к моменту окончания лекции. В этот же период могут проявляться элементы феномена конечного порыва, обычно наблюдающегося на фоне выраженного утомления. Корректурные пробы действительно выявляют признаки утомления центральной нервной системы особенно в старшей группе преподавателей, и не только по обобщенным показателям, но и по параметрическим критериям количественных изменений интенсивности умственной работоспособности и пропускной способности зрительного анализатора.
Характер изменений умственной работоспособности является подтверждением данных физиолого-эргономического анализа лекционного труда как высоконапряженного с выраженным прогнозом роста его физиологической стоимости и соответственно риска для здоровья. Следует отметить, что понятие физиологической стоимости труда как меры физиологических затрат и функционального напряжения регуляторных систем организма работающего человека в настоящее время еще не получило количественно оформленной интегративной характеристики. Тем не менее, по результатам наших исследований вполне можно представить динамику данной категории по отношению к труду преподавателей вуза, особенно если учесть возрастной фактор испытуемых в паспортном и биологическом аспекте. В частности, было комплексно оценено функциональное состояние организма преподавателей вуза и определен характер взаимосвязи их возраста с такими психофизиологическими параметрами, как оперативная память, скорость обработки информации, показатель внимания.
Согласно нашему определению [А.Я. Рыжов, 2004], профессиональное здоровье преподавателей вуза – это способность организма в процессе возрастно-стажевых изменений сохранять основные параметры соматических и вегетативных функций, обеспечивающих интеллектуальную работоспособность, стабильное состояние центральной нервной системы, минимальную физиологическую стоимость профессиональной деятельности и творческое долголетие.
Предлагаемая нами система мер по оздоровлению и оптимизации труда преподавателей вуза направлена как на снижение общей заболеваемости, так и на профилактику производственно-обусловленных заболеваний. Заложенные в систему физиологические исследования и эксперименты носят прогностический характер и предусматривают оптимизацию преподавательского труда посредством мер превентивной профилактики, направленной на предупреждение перенапряжения работающего организма и соответственно на ограничение роста физиологической стоимости трудового процесса. Установленную же в процессе физической тренировки (особенно в возрасте 46 лет и старше) тенденцию к экономизации функций и оптимизацию отдельных сторон умственной работоспособности мы склонны расценивать как косвенное свидетельство сохранения здоровья, интеллекта и творческого долголетия преподавателей вуза.
Литература
1. Берсенева А.П. Общая оценка функциональных возможностей системы кровообращения на доврачебном этапе диспансеризации // Организация физкультурно-оздоровительной работы на текстильных предприятиях. Калинин. 1998. С. 49 – 54.
2. Копкарева О.О. Физиологическая оценка влияния факторов труда на состояние организма преподавателей вуза: Автореф. дис. … канд. биол. наук. Тверь, 1999.
3. Понаморенко В.А., Разумов А.Н. Новые концепции охраны и восстановления здоровья здорового человека в трудовой деятельности. М., 1997.
4. Рыжов А.Я. Профилактические аспекты оптимизации труда преподавателей вуза. Тверь, 2004.
5. Шверина О.В. Возрастная характеристика функционального состояния организма с учетом его субъективной оценки (на примере преподавателей вуза): Дис. … канд. биол. наук. Тверь, 2007.
|
Комментарии
2010-06-0115:46:50 Статья заинтересовала - тема имеет к нам непосредственное отношение. Почитать о предлагаемой вами системе мер оптимизации траду а сохранения здоровья преподавателей вуза можно, видимо, в №4 списка литературы, Интересен также учет субъективной оценки (5) списка литературы: по моей субъективной оценке, в нашем труде есть и "сохраняющие" моменты - общение с молодым поколением все же способствует поддержанию адекватности, душевной молодости и отсутствию умственной и духовной закостенелости