Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

О ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Печать E-mail
Автор Ершиков С.М.   
18.10.2010 г.
Ярославская государственная медицинская академия (г.Ярославль)

Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Фундаментальные науки и практика" с материалами Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.

 

Быстрое развитие информационных и компьютерных телекоммуникационных систем, средств мультимедиа привело к появлению новых педагогических методик, основан-ных на технологиях дистанционного обучения. Под дистанционным обучением по-нимают целенаправленный учебный процесс, основанный на интерактивном взаимо-действии обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инва-риантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. Дистанционное обучение можно рассматривать как включение в учебный процесс информационно-образовательной системы удаленного доступа, основанной на современ¬ных информационных техноло-гиях.
О дистанционном обучении сейчас много спорят, пытаясь опреде¬лить его место в системе профессионального образования. Наибольшее число вопросов вызывает необходимость и возможность применения дистанционного обучения в медицине. Действительно, базовое медицинское образование невозможно получить без непосредст-венного контакта студента с преподавателем, с больными. Поэтому в настоящее время дистанционные технологии активно внедряются преимущественно на циклах по-вышения квалификации уже сложившихся врачей, то есть на последипломном этапе. Как оказалось, использование дистанционных технологий в системе последипломного медицинского образования позволяет в значительной степени исправить недостатки, существующие в традиционной системе повышения квалификации врачей, может способствовать повышению их профессиональной компетентности, более рациональ-ному распределению сил и средств.
В дальнейшем значение дистанционных технологий в непрерывном профессиональ-ном образовании будет постоянно возрастать. Поэтому начинать готовить будущих врачей к работе в компьютерных сетях следует, начиная уже с младших курсов. Дис-танционные технологии могут служить эффективным средством организации самостоятельной работы студентов. Перенос теоретической части учебного курса и входного контроля на внеаудиторную самостоятельную работу позволяет более рационально использовать время на аудиторных занятиях, уделять больше внимания выработке и совершенствованию практических навыков. Практические занятия в этом случае будут полностью соответствовать своему названию, а преподаватель из репетитора по теории предмета становится консультантом, наставником студентов.
На сегодняшний день наиболее перспективной технологией дистанционного обучения при¬знается сетевая технология, основанная на использовании возможностей компьютерных сетей (локальных и глобальной сети Интернет). Для реализации обучения с применением Интернет-технологий вуз организует портал, через который слушате-ли в любое удобное для них время не только полу¬чают доступ к учебно-методическим материалам, но и проходят все виды промежуточной аттестации.
Как показывает практика дистанционного обучения, более эффективным является не просто размещение учебно-методических материалов на статическом сайте, где они доступны всем желающим, а использование специальных систем управления обуче-нием, осуществляющих мониторинг процесса обучения отдельных учащихся. На базе таких систем создаются динамические сайты, для входа на которые учащемуся необ-ходимо пройти процедуру регистрации.
Какие элементы обычно включает в себя система дистанционного обучения?
Во-первых, это средства управления учебным контентом, позволяющие создавать и сохранять на сервере тексты, графику, мультимедиа, и манипулировать ими. Это даёт возможность многократного использования однажды созданных материалов для раз-ных групп обучаемых и в разных дистанционных курсах.
Во-вторых, средства, позволяющие создавать тесты учебных достижений и опросные листы, и проводить с помощью них контроль знаний учащихся. Помимо тестов дос-тижений можно создавать и использовать психологические тесты, позволяющие луч-ше разобраться в личностных особенностях обучающихся преподавателям и самим студентам.
В третьих, средства общения обучающихся с преподавателем и между собой: форум, предназначенный для проведения дискуссий в асинхронном режиме, чат – для обсуж-дения текущих вопросов в режиме реального времени, почта курса – для оперативной связи с преподавателем и индивидуальных консультаций. Обмен информацией в ходе общения позволяет поддерживать высокую интерактивность дистанционного обуче-ния, которая отличает его от традиционного заочного обучения.
В-четвёртых, средства управления учебным процессом. Все виды учебной деятельно-сти, выполняемые учащимися на сайте, документируются, и информация о проделанной работе сохраняется в базах данных. Учащиеся имеют возможность отслеживать свои оценки, а преподаватели могут проводить мониторинг активности студентов, вести учёт полученных результатов, создавать рейтинговые таблицы.
Примером использования дистанционных технологий в учебном процессе на млад-ших курсах может служить электронный курс для поддержки очных занятий на ка-федре биохимии.
Целью работы являлось создание и внедрение в учебный процесс дистанционного курса (ДК) для активации самостоятельной внеаудиторной работы студентов на ка-федре биохимии. ДК разработан на базе виртуальной учебной среды «Веб-класс ХПИ». Эта система, хотя и не получила широкого распространения, но удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к технологическим платформам для реализа-ции дистанционного обучения. Курс реализован в виде динамического сайта, разме-щённого в Интернете по адресу http://dl.kpi.kharkov.ua/techn/nvs2_10/. В курсе могут участвовать студенты 2 курса лечебного педиатрического и фармацевтического фа-культетов, не имеющие академической и текущей неуспеваемости. От участников требуются: владение компьютером, навыки и возможность работы в Интернет 2-3 часа в неделю. Обучение проводится синхронно с аудиторными занятиями в осеннем семестре, материалы курса могут быть использованы для самоподготовки. Результа-тивность работы студентов в ДК учитывается в конце учебного года в их кафедраль-ном рейтинге (при условии выполнения всех обязательных видов работ).
В 2007/08 и 2008/09 учебных годах прошло 4 цикла обучения в ДК, на которые запи-салось в общей сложности 243 студента. Количество активных студентов, т.е. выпол-нявших задания курса, составляло 155 человек (63,8%). Дополнительные рейтинговые баллы получили 112 человек (46,3%). Среди этих студентов выделилась группа лиде-ров, выполнивших 80 и более процентов заданий ДК, в количестве 40 человек (16,5%). Средние показатели активности студентов, обучавшихся в 2008/09 учебном году, превышают аналогичные значения за предыдущий учебный год. Для лидеров курса эти изменения ещё более заметны. В осеннем семестре 2009/10 учебного года количество желающих заниматься в ДК значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами.
Для исследования эффективности использования дистанционных технологий в учеб-ном процессе проведен анализ результатов курсового экзамена по биохимии за 2007/08 и 2008/09 учебные годы у студентов, выполнивших полностью или частично задания ДК. В качестве контрольной группы взяты студенты, имевшие такой же ко-эффициент успешности по итогам двух семестров (0,70 и выше), но не использовав-шие дистанционные технологии. Студенты, сочетавшие обучение в ДК с традицион-ными формами учебного процесса, получили на экзамене более высокие оценки, чем студенты, которые использовали только традиционные формы обучения.
Таким образом, использование дистанционных технологий в учебном процессе спо-собствует повышению мотивации изучения дисциплины и качества подготовки сту-дентов, даёт возможность студентам младших курсов получить практический опыт работы в телекоммуникационных сетях, необходимый для успешного обучения на последипломном этапе.
Возвращаясь к вопросу о внедрении дистанционных технологий в медицинское обра-зование, следует упомянуть об основных возникающих при этом проблемах: 1) недостаточная компьютерная обеспеченность и неразвитость локальных сетей вузов; 2) низкая компьютерная грамотность студентов и врачей; 3) дефицит преподавателей, способных создавать дистанционные курсы и проводить в них обучение. И если две первые проблемы с течением времени постепенно решаются (количество машин уве-личивается, сети развиваются, все поступающие в вузы имеют за плечами школьный курс информатики и изучают эту дисциплину в вузе), то подготовка преподавателей по дистанционным технологиям остаётся самым слабым звеном в этой триаде.
Процесс создания дистанционного курса – трудоёмкая кропотливая работа, требую-щая педагогического опыта и затрат времени. От разработчиков курса требуется не только знание своей дисциплины и методики её преподавания, но и владение основами веб-дизайна и знакомство с психологическими особенностями работы в компью-терных сетях. Поэтому разработка и проведение дистанционных курсов должно являться делом не энтузиастов-одиночек, а целых творческих коллективов. В том слу-чае, когда удастся соединить усилия разных специалистов и решить в комплексе все методические, технические и психологические проблемы, может быть достигнута достаточная эффективность дистанционного курса.
Последнее обновление ( 12.04.2011 г. )
 

Комментарии  

  1. #1 NLaMNk Написать письмо
    2010-10-2511:42:38 Докладчик убедительно показал светлые и темные стороны дистанционного обучения. Но "стоит ли о овчинка выделки" в медицинском образовании? Можно ли этой формой обучения достичь третьего уровня усвоения учебного материала? Не выполняем ли мы этим образованием роль "проталкивателей" продукции "Майкрософт?

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99