Ярославская государственная медицинская академия (г.Ярославль)
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Фундаментальные науки и практика" с материалами Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.
Быстрое развитие информационных и компьютерных телекоммуникационных систем, средств мультимедиа привело к появлению новых педагогических методик, основан-ных на технологиях дистанционного обучения. Под дистанционным обучением по-нимают целенаправленный учебный процесс, основанный на интерактивном взаимо-действии обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инва-риантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. Дистанционное обучение можно рассматривать как включение в учебный процесс информационно-образовательной системы удаленного доступа, основанной на современ¬ных информационных техноло-гиях.
О дистанционном обучении сейчас много спорят, пытаясь опреде¬лить его место в системе профессионального образования. Наибольшее число вопросов вызывает необходимость и возможность применения дистанционного обучения в медицине. Действительно, базовое медицинское образование невозможно получить без непосредст-венного контакта студента с преподавателем, с больными. Поэтому в настоящее время дистанционные технологии активно внедряются преимущественно на циклах по-вышения квалификации уже сложившихся врачей, то есть на последипломном этапе. Как оказалось, использование дистанционных технологий в системе последипломного медицинского образования позволяет в значительной степени исправить недостатки, существующие в традиционной системе повышения квалификации врачей, может способствовать повышению их профессиональной компетентности, более рациональ-ному распределению сил и средств.
В дальнейшем значение дистанционных технологий в непрерывном профессиональ-ном образовании будет постоянно возрастать. Поэтому начинать готовить будущих врачей к работе в компьютерных сетях следует, начиная уже с младших курсов. Дис-танционные технологии могут служить эффективным средством организации самостоятельной работы студентов. Перенос теоретической части учебного курса и входного контроля на внеаудиторную самостоятельную работу позволяет более рационально использовать время на аудиторных занятиях, уделять больше внимания выработке и совершенствованию практических навыков. Практические занятия в этом случае будут полностью соответствовать своему названию, а преподаватель из репетитора по теории предмета становится консультантом, наставником студентов.
На сегодняшний день наиболее перспективной технологией дистанционного обучения при¬знается сетевая технология, основанная на использовании возможностей компьютерных сетей (локальных и глобальной сети Интернет). Для реализации обучения с применением Интернет-технологий вуз организует портал, через который слушате-ли в любое удобное для них время не только полу¬чают доступ к учебно-методическим материалам, но и проходят все виды промежуточной аттестации.
Как показывает практика дистанционного обучения, более эффективным является не просто размещение учебно-методических материалов на статическом сайте, где они доступны всем желающим, а использование специальных систем управления обуче-нием, осуществляющих мониторинг процесса обучения отдельных учащихся. На базе таких систем создаются динамические сайты, для входа на которые учащемуся необ-ходимо пройти процедуру регистрации.
Какие элементы обычно включает в себя система дистанционного обучения?
Во-первых, это средства управления учебным контентом, позволяющие создавать и сохранять на сервере тексты, графику, мультимедиа, и манипулировать ими. Это даёт возможность многократного использования однажды созданных материалов для раз-ных групп обучаемых и в разных дистанционных курсах.
Во-вторых, средства, позволяющие создавать тесты учебных достижений и опросные листы, и проводить с помощью них контроль знаний учащихся. Помимо тестов дос-тижений можно создавать и использовать психологические тесты, позволяющие луч-ше разобраться в личностных особенностях обучающихся преподавателям и самим студентам.
В третьих, средства общения обучающихся с преподавателем и между собой: форум, предназначенный для проведения дискуссий в асинхронном режиме, чат – для обсуж-дения текущих вопросов в режиме реального времени, почта курса – для оперативной связи с преподавателем и индивидуальных консультаций. Обмен информацией в ходе общения позволяет поддерживать высокую интерактивность дистанционного обуче-ния, которая отличает его от традиционного заочного обучения.
В-четвёртых, средства управления учебным процессом. Все виды учебной деятельно-сти, выполняемые учащимися на сайте, документируются, и информация о проделанной работе сохраняется в базах данных. Учащиеся имеют возможность отслеживать свои оценки, а преподаватели могут проводить мониторинг активности студентов, вести учёт полученных результатов, создавать рейтинговые таблицы.
Примером использования дистанционных технологий в учебном процессе на млад-ших курсах может служить электронный курс для поддержки очных занятий на ка-федре биохимии.
Целью работы являлось создание и внедрение в учебный процесс дистанционного курса (ДК) для активации самостоятельной внеаудиторной работы студентов на ка-федре биохимии. ДК разработан на базе виртуальной учебной среды «Веб-класс ХПИ». Эта система, хотя и не получила широкого распространения, но удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к технологическим платформам для реализа-ции дистанционного обучения. Курс реализован в виде динамического сайта, разме-щённого в Интернете по адресу http://dl.kpi.kharkov.ua/techn/nvs2_10/. В курсе могут участвовать студенты 2 курса лечебного педиатрического и фармацевтического фа-культетов, не имеющие академической и текущей неуспеваемости. От участников требуются: владение компьютером, навыки и возможность работы в Интернет 2-3 часа в неделю. Обучение проводится синхронно с аудиторными занятиями в осеннем семестре, материалы курса могут быть использованы для самоподготовки. Результа-тивность работы студентов в ДК учитывается в конце учебного года в их кафедраль-ном рейтинге (при условии выполнения всех обязательных видов работ).
В 2007/08 и 2008/09 учебных годах прошло 4 цикла обучения в ДК, на которые запи-салось в общей сложности 243 студента. Количество активных студентов, т.е. выпол-нявших задания курса, составляло 155 человек (63,8%). Дополнительные рейтинговые баллы получили 112 человек (46,3%). Среди этих студентов выделилась группа лиде-ров, выполнивших 80 и более процентов заданий ДК, в количестве 40 человек (16,5%). Средние показатели активности студентов, обучавшихся в 2008/09 учебном году, превышают аналогичные значения за предыдущий учебный год. Для лидеров курса эти изменения ещё более заметны. В осеннем семестре 2009/10 учебного года количество желающих заниматься в ДК значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами.
Для исследования эффективности использования дистанционных технологий в учеб-ном процессе проведен анализ результатов курсового экзамена по биохимии за 2007/08 и 2008/09 учебные годы у студентов, выполнивших полностью или частично задания ДК. В качестве контрольной группы взяты студенты, имевшие такой же ко-эффициент успешности по итогам двух семестров (0,70 и выше), но не использовав-шие дистанционные технологии. Студенты, сочетавшие обучение в ДК с традицион-ными формами учебного процесса, получили на экзамене более высокие оценки, чем студенты, которые использовали только традиционные формы обучения.
Таким образом, использование дистанционных технологий в учебном процессе спо-собствует повышению мотивации изучения дисциплины и качества подготовки сту-дентов, даёт возможность студентам младших курсов получить практический опыт работы в телекоммуникационных сетях, необходимый для успешного обучения на последипломном этапе.
Возвращаясь к вопросу о внедрении дистанционных технологий в медицинское обра-зование, следует упомянуть об основных возникающих при этом проблемах: 1) недостаточная компьютерная обеспеченность и неразвитость локальных сетей вузов; 2) низкая компьютерная грамотность студентов и врачей; 3) дефицит преподавателей, способных создавать дистанционные курсы и проводить в них обучение. И если две первые проблемы с течением времени постепенно решаются (количество машин уве-личивается, сети развиваются, все поступающие в вузы имеют за плечами школьный курс информатики и изучают эту дисциплину в вузе), то подготовка преподавателей по дистанционным технологиям остаётся самым слабым звеном в этой триаде.
Процесс создания дистанционного курса – трудоёмкая кропотливая работа, требую-щая педагогического опыта и затрат времени. От разработчиков курса требуется не только знание своей дисциплины и методики её преподавания, но и владение основами веб-дизайна и знакомство с психологическими особенностями работы в компью-терных сетях. Поэтому разработка и проведение дистанционных курсов должно являться делом не энтузиастов-одиночек, а целых творческих коллективов. В том слу-чае, когда удастся соединить усилия разных специалистов и решить в комплексе все методические, технические и психологические проблемы, может быть достигнута достаточная эффективность дистанционного курса.
Комментарии
2010-10-2511:42:38 Докладчик убедительно показал светлые и темные стороны дистанционного обучения. Но "стоит ли о овчинка выделки" в медицинском образовании? Можно ли этой формой обучения достичь третьего уровня усвоения учебного материала? Не выполняем ли мы этим образованием роль "проталкивателей" продукции "Майкрософт?