Одной из задач современного обучения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления своих творческих способностей. Решение этих задач невозможно без инновационных технологий.
Раньше ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам.
Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Студенты, обучающиеся с применением инновационных способов обучения, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем студенты, обучающиеся с применением только традиционных способов обучения.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация».
Новация представляет собой средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), инновация – процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Развитие высшего профессионального образования должно быть осуществлено через освоение нововведений, через инновационный процесс. Инновационные образовательные технологии вырабатывают у студента умение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать управленческие решения.
Инновационные методы обучения разнообразны и включают:
1. деловые игры;
2. тренинги;
3. ситуационные задачи;
4. мастер-классы;
5. творческие задания;
6. пресс-конференции;
7. научные дискуссии;
8. тестирование;
9. защиту рефератов;
10. составление аналитических записок;
11. занятия по кейсам;
12. игровое обучение;
13. коллоквиумы;
14. исследовательский метод обучения;
15. дискуссии;
16. пост – тесты;
17. круглые столы;
18. презентации;
19. проблемное обучение;
20. мультимедийные лекции и практические занятия;
21. электронные учебные издания и др.
В СМИ «РЕАВИЗ» на медико-социальном факультете по специальности «менеджер сестринского дела» преподаватели кафедры при проведении учебного процесса сочетают как традиционные, так и инновационные методы обучения при изучении студентами профессиональных дисциплин. Анализ результатов их использования показал, что каждая дисциплина должна иметь разнообразные и, наиболее раскрывающие сущность дисциплины, инновационные методы.
Так, при изучении всех тем дисциплины «Теория сестринского дела» наиболее целесообразно использовать научные дискуссии, круглые столы, сопровождающиеся презентацией материала. Одной из основных и часто используемых форм практических занятий выступает «круглый стол», с заранее обозначенными актуальными проблемными вопросами, докладами студентов и дискуссиями.
По разделам дисциплин «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело в семейной медицине» для лучшего усвоения студентами изучаемого клинического материала лучше использовать ролевые и деловые игры, ситуационные задачи, коллоквиумы, круглые столы. По другой дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» целесообразно использовать ситуационные задачи и тестирование как по отдельным блокам дисциплины, так и по всему курсу. Наши исследования показали, что наиболее целесообразным является использование ситуационных задач, так как это позволяет студенту не столько заучивать материал, а логически его осмысливать, повышая качество понимания и усвоения клинического материала. Использование видеокурса позволяет студентам осуществлять самоконтроль своей работы с пациентами, а педагогам – контролировать качество ее выполнения.
На лекционных и практических занятиях широко используются раздаточные материалы индивидуального пользования, видео-, аудио-, компьютерная техника. На практических занятиях широко используется компьютерное тестирование, применяются мультимедийные пособия. Мультимедийные средства носят эффект наглядности, помогают студенту качественнее усвоить материал и в полном объеме, позволяют обеспечить доступ к дополнительной информации по изучаемым дисциплинам, способствуя творческому усвоению материала. Все это помогает формированию профессионального потенциала будущих менеджеров.
При подготовке научных докладов на конференции, курсовых и дипломных работ к защите, студенты совместно с преподавателями разрабатывают презентации своих работ на базе информационно-коммуникационных технологий.
Инновационные педагогические технологии используются не только в аудиторной работе со студентами, но и при организации самостоятельной работы студентов в форме ситуационных задач, тестов с целью развития и углубления теоретических знаний и практических навыков студентов.
Проведенные исследования показали, что инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего менеджера, существенно повышают его мотивацию, глубину и полноту овладения им профессией.
|
Комментарии
2011-03-1317:56:27 ПРошу Уведомлять о новых статьях, конференциях, конгрессах и т.д. инновационных методах обучения в медицине