Пермская государственная медицинская академия, г. Пермь
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Утомляемость присуща каждому человеку и, зачастую, ее возникновение связано с необоснованно высокими нагрузками и неправильно организованным рабочим днем. Учащиеся школ уже давно попали в группу по высокому уровню утомляемости и вытекающего отсюда психологического неблагополучия. В ДДУ вводятся все новые обучающие программы, призванные помочь как можно лучше и качественнее подготовить детей к школе. Но насколько соразмерными являются количество предлагаемой информации и способность ребенка обрабатывать ее? Актуальность данному вопросу придает то обстоятельство, что дети в столь раннем возрасте подвергаются большому количеству дополнительных и необязательных нагрузок.
Целью нашей работы является оценка динамики утомляемости детей посещающих ДДУ.
Исследование проводилось в ДДУ, где уже несколько лет успешно осуществляется обучение детей по системе голландского психолога Марии Мантессори. Занятия проводятся с детьми в возрасте 5-7 лет ежедневно. Обучение затрагивает такие науки, как арифметика, родная речь, география, природоведение, а также искусство. Особенностью организации и проведения занятий является то, что в группах занимаются дети разного возраста (от 4 до 7 лет) и часто в роли «воспитателя» выступают одногруппники.
На первом этапе оценивались показатели артериального давления, частоты пульса и здоровье ребёнка. Общее количество обследованных - 27 человек, в возрасте 5-7 лет, из них 15 девочек и 12 мальчиков, из них 8 имеют хронические заболевания. Артериальное давление и пульс измерялись в понедельник и в пятницу (в начале и конце недели) в одно и тоже время.
Для статистической обработки данных использовался критерий Стьюдента, позволяющий определить достоверность данных показателей [1]. Было установлено, что под влиянием умственных и спортивных нагрузок к концу недели достоверно повысились показатели пульса с 82±1,2 до 88±1,4 (p>0,05), его учащение отмечалось у 67% детей. Систолическое, диастолическое и пульсовое давление за неделю статистически достоверно не изменились, но следует указать, что у 29% детей артериальное давление незначительно повысилось, ау 22%-понизилось. Полученные данные близки к результатам, приведенных О.А. Лосевой, 1987г.
На втором этапе мы проанализировали оценку работоспособности детей педагогами, работающими в данных группах, была составлена анкета, которую заполнял педагог. В анкете по пятибалльной системе оценивались следующие показатели:
-
Устойчивость внимания во время учебного процесса
- Неустойчивость внимания во время учебного процесса
-
Сосредоточенность во время самостоятельной деятельности, самоорганизация
- Точность выполнения задания
- Стремление к завершению начатого дела
Таблица
№1. Оценка
утомляемости детей глазами педагога.
Показа
|
5 баллов
|
|
4 балла
|
|
3 балла
|
|
тель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мальчики
|
девочки
|
всего
|
мальчики
|
девочки
|
всего
|
мальчики
|
девочки
|
всего
|
1
|
16%
|
40%
|
56%
|
16%
|
16%
|
32%
|
8%
|
4%
|
12%
|
2
|
12%
|
28%
|
40%
|
18%
|
22%
|
40%
|
9%
|
11%
|
20%
|
3
|
16%
|
44%
|
60%
|
16%
|
16%
|
32%
|
8%
|
0%
|
8%
|
4
|
16%
|
40%
|
56%
|
16%
|
20%
|
36%
|
8%
|
0%
|
8%
|
5
|
24%
|
36%
|
60%
|
8%
|
20%
|
28%
|
8%
|
4%
|
12%
|
Из таблицы №1 видно, что дети, занимающиеся на занятиях прилежно и эффективно и получившие высокие оценки педагога, составляют большинство, и в процентном соотношении их количество превышает половину (за исключением 2-го показателя, отражающего выполнение задания при неустойчивом внимании). Устойчивость внимания во время учебного процесса у девочек значительно выше.
Интерес представляла и степень утомляемости в зависимости от возраста. Шести- и семилетние дети по всем показателям получали преимущественно высокий балл, оценки 3 балла в этой возрастной группе не было. Пятилетние дети чаще (43%), получали отметку 4 балла, т.е. они чаще справлялась с заданием, нежели не справлялась. У меньшего числа детей (28,6%) наблюдалось редкое и очень редкое выполнение задания, низкая сосредоточенность, частая неустойчивость внимания, отвлечение от начатого дела, что, конечно же, связано с физиологическими аспектами, морфологической незрелостью структур головного мозга, отвечающих за обучение. В тоже время у 28,8% детей этого возраста были высокие оценки внимания и заинтересованности, что говорит о правомочности и эффективности такого обучения. Третий, четвёртый и пятый показатели, отражающие стремление к самоорганизации, точность и законченность действия являются наиболее интересными, т.к. иллюстрируют не только поэтапную утомляемость в процессе обучения. Одновременно с выявлением утомления оцениваются результаты программы обучения, воспитывающей именно мотивацию достижения цели и самодисциплину.
Таким образом, удалось выявить некоторую напряженность механизмов адаптации у детей, занимающихся в группах по программе Марии Мантессори. Однако, является ли учебная нагрузка в ДДУ причиной данного уровня напряжения, или же причина кроется в темпе современной жизни, отклонениях в здоровье, отношениях в семье и межличностных отношениях детей в группе. Формирование разновозрастных групп воспитывает у старших детей организованность, ответственность и самостоятельность, но в тоже время младшие дети не всегда справляются с нагрузками.
Учитывая большую заинтересованность администрации детского сада в решении проблемы утомляемости детей, дальнейшее решение и рассмотрение этой группы факторов является перспективным.
Список литературы:
1. Лосева О.А. Обучение детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: опыт физиологического и гигиенического исследования / О.А. Лосева // М.: Педагогика, 1987.
2. Антонова Е.Ф. Адаптация шести летних детей при систематическом обучении в детском саду и школе / Е.Ф. Антонова, Т.М. Герасимовская, М.В. Смирнова // М.: Педагогика, 1984.
3. Антропова М.В. Реакции физиологических систем организма детей 6-12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке / М.В, Антропова // Физиология человека. - 1983. - Т. 9, № 1.
4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М.В. Антропова // М., 1984.
|
Комментарии
2010-07-0517:53:48 Спасибо очень содержарельно и важно