Сибирский
государственный медицинский университет,
г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Вхождение
ребёнка в новую микросоциальную среду
вызывает необходимость приспособиться
к изменившимся условиям жизни с
мобилизацией механизмов, обеспечивающих
адаптационный процесс [1,4]. Выраженное
напряжение адаптационных механизмов
может закончиться срывом в виде острого
заболевания или невротических расстройств
[2]. Ввиду этого обстоятельства адекватный
адаптационный период очень важен для
здоровья ребёнка. На его течение оказывают
влияние ряд факторов: состояние здоровья
ребёнка, отклонение от возрастных
режимов в домашних условиях, недостаточная
продолжительность дневного сна,
неправильная организация бодрствования,
наличие отрицательных привычек [3]. По
данным литературы многие дети проходят
период адаптации без выраженных
нарушений; у других он проявляется либо
изменением соматического состояния,
либо поведением, сдвигами в физическом
и нервно-психическом развитии. Выделяют
три степени тяжести острого адаптационного
периода. Критериями тяжести являются:
длительность нарушения поведенческих
реакций, характер речевой активности,
колебания весовой кривой, частота и
характер заболеваемости
Целью
данной работы явилось изучение влияния
адаптационного периода на физическое
и нервно-психическое развитие ребёнка
раннего возраста. Исследования были
проведены на базе ДДУ № 90 СибГМУ г.
Томска. Обследована ясельная группа,
состоящая из 26 детей: 11 мальчиков и 15
девочек. Средний возраст составил 1,6
года. С учётом степени тяжести
адаптационного периода предполагалось
разделить всех детей на 3 группы, но
ввиду того, что детей с тяжёлой степенью
адаптации выявлено не было, было выделено
2 группы. Первую составили дети, имеющие
лёгкую степень тяжести адаптации -11
человек (42%), во вторую группу вошли дети
со средней степенью тяжести адаптации
- 15 человек (58%). В обеих группах дети
преимущественно имели вторую группу
здоровья. Нами были проведены: клинический
осмотр детей, оценка физического и
нервно - психического развития в динамике,
перед поступлением в ДДУ и спустя 4
месяца, анализ формы 26, а также анкетирование
родителей. При оценке анамнеза было
отмечено, что в первой группе постнатальное
поражение центральной нервной системы
(ППЦНС) составляет 46%, а во второй - 67%. В
I группе были выявлены следующие
патологии: малая аномалия сердца - 7,7%;
миопия - 7,7 %; паховая грыжа - 7,7%, сужение
крайней плоти - 8%. Между тем 23,2% детей не
имеют отягощенного биологического
анамнеза. Во II группе помимо ППЦНС
встречаются анемия - 7%; кривошея - 23%;
миотонический синдром - 38%. Аллергический
анамнез в первой группе отягощен у 35%
детей, во второй - 63%. После поступления
в ДДУ возросла заболеваемость острыми
респираторными заболеваниями. В первой
группе, за истекший период, частота
заболеваемости составила: 1-3 раза - 61,5%
и 3-5 раз - 38,5%,а во второй группе 30,8 % и 46%
соответственно, также в последней группе
частота заболеваний свыше 5 раз была
выявлена в 23,2% случаев. Средняя прибавка
в весе в I группе составила 2,69 кг, в длине
тела - 10,1 см; во II группе 0,6 кг и 8,8 см
соответственно. При оценке физического
развития после 4-х месяцев пребывания
детей в ДДУ были получены следующие
результаты: для первой группы были
характерны следующие параметры: среднее
физическое развитие имело 77% детей, выше
среднего - 7,7%, ниже среднего - 15,3%. Средний
уровень физического развития имело
38,5% детей второй группы, выше среднего
- 23%, ниже среднего -38,5%. Для оценки
гармоничности развития применялся
индекс Эрисмана, были получены следующие
результаты: в первой группе 83% развивались
гармонично, а 17% имели признаки
дисгармоничного развития; во второй
группе 23% и 77% соответственно. Перед
поступлением в ДДУ в первой группе
нервно психическое развитие имело
следующие показатели: I гр. - 77%, II гр. 23%;
во второй группе - I гр. 69%, II гр. - 23%, III гр.
- 8%. На момент исследования в первой
группе в 7,7 % случаев наблюдался переход
с I на II гр. Нервно-психического развития.
Во второй же группе переход носил
следующий характер: с I на II группу
нервно- психического развития в 33%
случаев, со II на III - 6,7%. При анализе анкет
была отмечена следующая тенденция: в
первой группе 91% опрошенных родителей
не отмечали в период адаптации изменений
в поведении и здоровье ребёнка; во второй
группе подобная оценка позвучала лишь
в 35% случаев
Таким
образом в связи с тем, что адаптационный
период оказывает значительное влияние
как на физическое, так и на нервно-психическое
развитие ребёнка, детям со средней
степенью тяжести течения адаптационного
периода необходима более тщательная
подготовка к поступлению в ДДУ. В
частности, обеспечение теплового
комфорта, проведение целенапрвленных
оздоровительных мероприятий, удовлетворение
потребности ребёнка в эмоционально-личностном
контакте со взрослыми, а также внимательное
отношение персонала к изменению
поведенческих реакций ребёнка в этот
период.
Список
литературы:
-
Гонкова-Ямпольская
Р.В. Социальная адаптация детей в
дошкольных учреждениях / Р.В.
Гонковой-Ямпольской. - М.: Медицина,
1980.
-
Дмитриева
А.Л. Поведенчиские критерии социальной
адаптации ребёнка в детских яслях /
А.Л. Дмитриева // Бюллетень Сибирского
отделения АМН. - 1975. - № 6.
-
Дичёв
Т.Г. Социальная адаптация человека к
изменяющейся среде / Т.Г. Дичёв. - М.:
Медицина,
1976.
4. Доскин
В.А. Справочник врача по профилактической
педиатрии / В.А. Доскин. - СПб.: Фолиант,
1995.
|
Комментарии
2011-11-2209:53:16 хорошо