Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Печать E-mail
Автор М.С. Пузикова., Л.В. Шагалова   
25.09.2009 г.
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск

Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.

Посмотреть титульный лист сборника

Скачать сборник целиком (1,5 мб)


В настоящее время феномен гендерных отношений является объектом изучения многих современных наук. Гендерная проблематика постепенно включается в систему психологического научного знания вообще и социально-психологического знания, в частности. Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран [1]. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы. Интенсивное развитие гендерного направления в современных науках о человеке в нашей стране показывает, что это не только отклик на соответствующие тенденции в западных гуманитарных научных дисциплинах, но и продолжение развития проблематики пола и межполовых отношений в отечественной научной традиции.
Понятие «гендерные отношения» входит в число базовых социально-психологических понятий. Гендерные отношения реализуются на различных уровнях социальной реальности. На уровне межгруппового взаимодействия общностей, однородных по половому признаку, анализ гендерных отношений осуществляется в системе «группа-группа», а детерминирующими социально-психологическими факторами межполовых отношений являются гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов [2]. В свою очередь, гендерные стереотипы понимаются как когнитивные конструкты, как способ группировки информации, процесс категоризации, благодаря которому легче подытожить обилие информации об окружающих нас людях мужского и женского пола. Гендерные стереотипы интегрированы и сконструированы культурой и общественным сознанием. Они не только отражают характеристики мужчин и женщин, но и задают нормативные требования к их поведению и формированию отношений между гендерными группами. Все это подтверждает определяющую функцию гендерных стереотипов, формирующихся в процессе половой идентификации и гендерной схематизации, в гендерной социализации личности, а следовательно, и важность их изучения.
Гендерные стереотипы под влиянием реальных поведенческих практик жизнедеятельности людей могут трансформироваться. В ходе трансформации могут происходить качественные или количественные изменения в типично мужском образе (набор черт, связанных с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией, рациональными способностями, активностью и эффективностью) и типично женском (ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой).
Исследование, проведенное сотрудниками Социологического института РАН в Москве и Туле в 1999 году [2], показало, что образ типичной женщины по-прежнему включает в себя набор традиционно фемининных черт, но наряду с этим данный образ наполняется чертами личности, традиционно присущими мужчинам: активностью, целеустремленностью, соревновательностью. Это качества, которые, по мнению большинства респондентов, примерно в одинаковой степени присущи мужчинам и женщинам. В образе типичного мужчины с высокой степенью половой дифференциации преобладают такие качества, как властный, подавляющий стиль общения, агрессивность, стремление руководить. Только эти качества сохраняют приоритет в ряду признаков, достоверно дифференцирующих мужчин и женщин по личностным особенностям. Эти данные подчеркивают устойчивость мужского гендерного стереотипа о доминирующей роли мужчин в системе межгруппового и межличностного взаимодействия. Таким образом, результаты исследования, в целом, свидетельствуют о тенденции изменения гендерного стереотипа маскулинности-фемининности по направлению сокращения гендерно межполовой дифференциации за счет появления в образе типичной женщины качеств, традиционно приписываемых мужчинам.
В свою очередь, целью нашего исследования стало выявление наличия/отсутствия трансформаций гендерных стереотипов у современной молодежи г. Томска, а также определение характера этих трансформаций, если они имеют место. В ходе исследования был поставлен ряд задач: проведение анкетирования юношей и девушек в возрасте от 18 до 20 лет; выявление ядер женского и мужского гендерных стереотипов и их сравнение с традиционными гендерными стереотипами; определение характера гендерной трансформации мужского и женского гендерных стереотипов, если таковые имеются; сравнение результатов, полученных нами, с итогами аналогичных исследований других авторов. Основной метод исследования – анкетирование: респондентам предлагалось из списка человеческих качеств и характеристик выбрать те, которые они относят к традиционно мужским, к традиционно женским и общечеловеческим.
Результаты исследования показали, что представления о традиционно мужских и традиционно женских характеристиках претерпели существенные изменения.
Среди качеств, выделяемых как традиционно мужские, более 50 % юношей, назвали следующие: спортивный, напористый, сильный, надежный, аналитический, любящий риск, самодостаточный, мужественный, агрессивный, деятельный, волевой, подвижный. Показательно, что большая часть девушек выделяет среди традиционно мужских качеств те же самые характеристики, а именно доминантность, агрессивность, способность командовать, а, следовательно, неэмоциональность и инструментальность во взаимодействии со средой. Согласно этому, можно заключить, что традиционный мужской гендерный образ не претерпел существенных изменений.
Среди качеств, выделяемых как традиционно женские, юношами были названы следующие: любит лесть, женственный, слабый. В свою очередь, девушки отнесли к традиционно женским такие качества, как женственность, способность сочувствовать, сострадательность, тонкость натуры, мечтательность. Мы видим, что представления юношей и девушек о нормативных женских характеристиках существенно отличаются как количественно, так и качественно.
Таким образом, полученные нами данные показывают, что и юноши и девушки легче простраивают обобщенный мужской гендерный образ, который проявляет относительную стабильность и всеобщность. Женский гендерный образ претерпевает существенно большие изменения, а именно утрачивает подробность, особенно в представлениях мужчин. В то же время некоторые из личностных характеристик, ранее считавшихся традиционно мужскими и многие из ранее считавшихся традиционно женскими, сейчас относят к общечеловеческим (и юноши и девушки). Например, такие качества, как честолюбивый, деятельный, общительный. Такой характер гендерных трансформаций может быть связан с массовым включением женщин в различные сферы общественной жизни, освоением ими новых занятий и видов общественной деятельности, что позволяет им успешно конкурировать с мужчинами.
Показательно, что результаты исследования, проведенного нами, не отличаются существенным образом от результатов аналогичных исследований, полученных на другой выборке (Москва, Тула). Это свидетельствует о том, что характер трансформаций, выявленных нами и другими исследователями, имеет не локальный, а общий, что соответственно, может быть связано с общероссийской тенденцией изменения социально-психологической структуры гендерных отношений.

Список литературы:
1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 320 с.
2. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений / И. С. Клецина. ? СПб. : АЛЕТЕЙЯ, 2004.
 

Комментарии  

  1. #1 Елена Сердюкова Написать письмо
    2010-08-0917:28:35 При проведении исследования (гендерные стереотипы в молодежной среде) предлагала опрашиваемым анкеты. Выяснилось, что после заполнения многие респонденты озвучивали совершенно противоположное мнение, нежели указали в анкетах. Т.е. в анкету вписывается именно стереотипное мнение, хотя сам испытуемый с ним явно не согласе.

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99