Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра биофизики и функциональной диагностики
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Наиболее распространенными методами исследования биоэлектрической активности мозга являются электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и вызванные потенциалы (слуховые, зрительные, соматосенсорные и когнитивные – Р300). ВП представляет собой комплекс волн, обычно замаскированных спонтанной биоэлектрической активностью и возникающих в ответ на подаваемый стимул или вообще на любое фиксированное событие как внутреннего, так и внешнего порядка. ВП отражают процессы переработки информации в нервной системе [1].
В настоящее время недостаточно изучена биоэлектрическая активность головного мозга спортсменов, а так же их психическое и функциональное состояние в процессе спортивной деятельности. При обследовании спортсменов, большое внимание уделяют исследованию функционального состояния нервной системы, которая определяет индивидуальные особенности двигательных навыков, тренированности, быстроты движения, длительности поддержания спортивной формы. Систематические занятия спортом и физической культурой совершенствуют функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата, позволяя спортсмену овладеть сложными двигательными навыками, развивать быстроту, обеспечивать координацию движений и т. п. Все это осуществляется при согласованной работе различных отделов центральной нервной системы при ведущей роли коры больших полушарий головного мозга. Процесс обучения физическим упражнениям, представляет собой возникновение сложных нервно-мышечных актов, при которых происходит создание новых временных связей в коре головного мозга, что приводит к улучшению двигательной координации. Особенностями нервной системы в значительной мере определяются степень координации движений, тренированность, быстрота движений, индивидуальные двигательные навыки [2]. В связи с этим целью данного исследования явилось изучение вызванных потенциалов головного мозга у спортсменов, занимающихся на специализации карате.
Исследование выполнялось на приборе электроэнцефалографе - анализаторе ЭЭГА – 21/26 «Энцефалан-131- 03» Было обследовано 17 спортсменов занимающихся на специализации карате в возрасте от 17 до 19 лет. Исследования проводились в начале учебного года (тренировочной деятельности), в конце, и в начале следующего учебного года. Таким образом, съем данных проводился 3 раза, с промежутками между обследованиями пол года. Всем испытуемым проводилось стандартное ЭЭГ обследование со зрительными, слуховыми и когнитивными ВП Р-300. При этом фиксировались параметры компонентов ВП: латентность и амплитуда.
При исследовании зрительных вызванных потенциалов у спортсменов, занимающихся карате, были получены следующие результаты. В первом семестре наблюдалось снижение амплитуды волн в затылочной области (О1) – Р1 на 62,7 %, Р2 на 8,8 %, Р3 в 2,5 раза и увеличение латентности волн Р1 на 47,2 %, Р2 на 31,7 %, Р3 на74,6 %. Во втором семестре в том же отведении наблюдалось увеличение амплитуды волн Р1 в 3,5 раза, Р2 в 3,2 раза, Р3 на 14,3 % и снижение латентности волн Р1 на 33,1%, P2 на 26%, Р3 на 69 %.
При исследовании слуховых вызванных потенциалов в первом семестре в теменной области (Р3) наблюдалось снижение амплитуды волн Р3 на 48,3 %, Р2 на 97% и снижение латентности волн Р2 на 4,1 %, Р1 на 38,6 %. Во втором семестре в том же отведении наблюдалось увеличение амплитуды волн Р3 на 8,3 %, Р2 на 37,9 % и увеличение латентности волн Р2 19,1 %, Р1 на 23,6 %, по сравнению с первым семестром.
При исследовании когнитивных вызванных потенциалов в первом семестре наблюдалось увеличение амплитуды в теменной области (Р3) волн F4 на 43,2 %, С4 на 14,7 % и увеличение латентности волн F4 на 8,3 %, С4 в 9 раз. Во втором семестре в этом же отведении, наблюдалось увеличение амплитуды волн F4 на 60 %, С4 на 40 % и снижение латентности волн F4 на 40,3 %, С4 в 3 раза.
Полученные результаты можно объяснить следующим образом: Когнитивные вызванные потенциалы Р300 отражают анализ информации в коре, т.е. характеризуют механизмы высшей нервной деятельности, осознанную, специфическую переработку информации, отвечают за функцию распознавания и обдумывания. Амплитуда ВП отражает количество задействованных нервных клеток. Когда подключается когнитивная функция, т.е. стоит задача распознавания и обдумывания, амплитуда Р300 повышается, что и наблюдается в эксперименте. Т.о. человек способен включать механизмы высшей нервной деятельности, когда стоит задача распознавания.
Увеличение амплитуды зрительных и слуховых вызванных потенциалов во втором семестре, говорит о том, что у спортсменов задействовано большее количество нейронов, по сравнению с первым семестром и информация во втором семестре оценивается более полно. Это говорит о развитии специализированных качеств и может расцениваться как показатель тренированности.
Список литературы:
1. Зенков, Л. Р. Функциональная диагностика нервных болезней: (Руководство для врачей) / Л. Р. Зенков, М. А. Ронкин – М. : Медицина, - 1991. - 640 с.
2. Эвартс, Э. Механизмы головного мозга, управляющие движением / Э. Эвартс. – Мозг. М. : Мир, 1982.
|
Комментарии
2012-05-1918:44:45 Уважаемые исследователи. Сделайте простой опыт с ЗВПВ и попробуйте объяснить его с тех же позиций, которые использованы в данной статье: проведите фоновое ЗВПВ, а затем - пробу с гипервентиляцией - 1 мин. Оцените изменение латентности и амплитуды. И с удивлением увидите, что то, что вы ждали "семестрами" произойдет намного быстрее. Эти параметры зависят не только от тех факторов, которые вы учитываете, но, в первую очередь, от состояния питания изучаемых структур: их кровоснабжения и уровня внутричерепного давления.